Тузика мы оставили у берега, внимательно следим за колдунчиком, опасаемся гика. Заранее. Парусная регата вот-вот начнется. С крейсерской скоростью около 4-х узлов движемся к месту старта. Паруса не поднимаем. Рано. Сначала нужно обозначить дистанцию: два больших буя — поворотные, тот, что поменьше, старт и финиш одновременно.
У красавицы-яхты «Эммы», на борту которой мы рассекаем воды Авачинской бухты, сегодня, 27 июля 2014 года, дебют. Жаль, посмотреть на соревнования по парусному спорту пришли немногие: только самые стойкие и хладоустойчивые несколько часов провели в центре Петропавловска под противным моросящим дождем, любуясь изящными яхтами на фоне серого камчатского неба.
Прежде чем окунутся в водоворот парусной гонки, давайте вытрем ноги (на яхте принято соблюдать чистоту) и разберемся с терминологией.
На берегу мы, в самом деле, оставили тузика, но не собаку, а небольшую резиновую лодку: во время регаты в ней необходимости нет.
Колдунчиком яхтсмены называют небольшой флюгер в виде ленты, по которому определяют направление ветра.
Первое правило, которому здесь учат всех, кто впервые ступил на борт яхты, это опасаться гика. В словаре морских терминов так называют «горизонтальное рангоутное «дерево», к которому крепится нижняя шкаторина грота». Проще говоря, это нижняя подвижная планка основного паруса. Опытные яхтсмены советуют не испытывать свою голову на прочность и держаться от этой штуки подальше.
Над яхтой реет флаг Петропавловска-Камчатского.
Длина гоночной дистанции около 2,5 морских миль. К месту старта прибыли три яхты: «Zet», «Эмма» и «Арктур». Самое время поднять паруса.
Яхта «Zet».
Яхта «Арктур».
В парусном спорте главное — не мешать специалистам, поэтому занимаем максимально отдаленные от гика места и с восхищением наблюдаем за работой экипажа.
Кстати, знакомьтесь! Это владелец яхты «Эмма» и шкотовый матрос на бакштагах (сегодня во время гонки) Сергей Смирнов.
Штурман и рулевой Андрей Подлас.
Шкотовый матрос Антон Николаев.
Баковый матрос Юрий Коробейников.
Также во время гонки на борту были гости: Павел,
Катя и Алёна,
и мы — представители информационного агентства «Камчатка»: фотограф Илья Лобов и корреспондент Леся Сурина. (Фото Антона Николаева. - ред.).
14:25. Свисток судьи. Гонка началась.
Идем к первому бую. Ветер слабоват: за яхтой «Zet» едва поспеваем.
Но вот «Zet» продолжил свой галс (курс корабля относительно ветра) в сторону берега, а «Эмма» — в сторону бухты. Кажется, правильный ход. Нагоняем противника. «Поймали “выгодный” ветер», — комментирует рулевой Андрей.
Вот, наконец, второй буй. Обходим его правым бортом.
Ветер усилился, кажется, он сегодня играет в нашей команде.
«Мы можем обогнать! Всем лежать!» — кричит кто-то на борту «Эммы». Мы — неискушенные моряки — смущенно усмехаемся и переглядываемся. Бывалые морские волки принимают практически горизонтальное положение. Понимаем, что эта команда совсем не шутка, пытаемся распластаться по палубе, насколько это возможно из-за ограниченного пространства на яхте и непрекращающегося дождя. «Нужно максимально снизить сопротивление ветра», — одобрительно кивает Сергей.
Финиш совсем близко. Неужели придем первыми?
Даже не вериться! «Эмма» в первой своей гонке на Камчатке становится победителем. И даже сразу три женщины на борту этому не помеха.
С яхты «Kasumi» (она не принимала участие в стартах из-за технической проблемы) забираем главного судью соревнований, мастер спорта России по парусному спорту Алексея Баранова и отправляемся в обратный путь. Беседуем о гонке, парусном спорте на Камчатке и о дальнейших планах спортсменов.
Корреспондент: За какое время яхты преодолели дистанцию?
Алексей Баранов: Старт был дан в 14:25. Финиш состоялся в 15:06. Первой в 15:06:15 финишировала яхта «Эмма», на втором месте — «Zet» (15:06:46). Разница между ними порядка 30 секунд. Третьей пришла к финишу яхта «Арктур».
Андрей Подлас: Мы «вырвали» победу буквально на последних метрах дистанции, потому что ветер «позитивный» для нас задул, а наши оппоненты выбрали немного неправильную тактику. Если был ветер дул сильней, я думаю, мы победили бы с бóльшим отрывом.
Кор.: То есть удачу принес ветер?
Алексей: Ветер был изменчив, а везет — сильнейшим.
Андрей: Во время гонки всё динамично происходит. Здесь выбор парусов и тактики сильно влияет на результат.
Кор.: А как же согласованность в работе экипажа?
Андрей: Команде нужно еще много работать, чтобы добиться слаженности в действиях и, к примеру, задействовать бóльший комплект парусов. Но в целом хорошо себя проявили. Тем более это экспериментальный состав экипажа. Думаю, до конца сезона в таком составе и закрепимся.
Кор.: Как показала себя «Эмма» во время регаты?
Сергей Смирнов: Яхта очень хорошо себя показала. Она изначально спроектирована и построена для участия в регатах. У нашей леди «Эммы» очень неплохой гоночный потенциал, который мы планируем заметно увеличить к следующему году, пошив на нее новые паруса.
Кор.: Характер капризный у леди?
Сергей: Нет. Покладистый. Слушается руля. Не брыкается — это главное. (Смеется).
Кор.: Габаритами «Эммы» можно поинтересоваться?
Сергей: «Эмма» — парусно-моторная яхта Yokoyama 32. Длина яхты 32 фута (около 10 метров), ширина — 10,5 футов (чуть больше 3 метров). Лодку можно отнести к классу ¾ тонны. Рассчитана она на 12 пассажиров (спальных мест — 8). Хорошая ходкая лодка. Мы испытали её в походе из Владивостока до Камчатки в начале июня этого года. На осень у нас грандиозные планы: переход на север Курильских островов и на Командоры. Там испытаем яхту в серьезных ветровых условиях. По итогу сезона можно будет сделать вывод, что она из себя представляет. Но пока «Эмма» нам очень нравится. Я в восторге!
Кор.: Парусную регату еще будете проводить в этом году?
Алексей: Да. Эти соревнования не последние в этом сезоне. Будут и квалификационные, и традиционные осенние гонки. В сентябре, когда дуют западные ветра, состоится регата под названием «Осенний ветер». Это серьезные соревнования. Они проводятся на Камчатке с 1988 года.
Сергей: В этом году планируем вступить во Всероссийскую федерацию парусного спорта.
Алексей: У нас уже, в принципе, всё есть для повышения статуса. Идет оформление документов: нужно выполнить обязательные условия. Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края идет нам навстречу. Будем развиваться дальше.
Кор.: А проблему с базированием яхт в Авачинской бухте решили?
Алексей: Этот вопрос тоже в процессе решения.
Сергей: Сложности с самой нормативной базой: постоянно всплывают какие-то противоречия. Но, я надеюсь, следующий сезон мы начнем уже с собственной стоянкой и местом хранения яхт. Всё у нас будет хорошо, мы в этом верим.
Алексей: Когда получим базу, будет и дальнейшее развитие парусного спорта на Камчатке. Сейчас оно остановились именно из-за отсутствия такой базы.
Сергей: Самое главное, что есть потенциал и энтузиазм у людей, которые готовы заниматься парусным спортом. Удается и новичков привлекать.
Кор.: Я слышала, семинары для них проводите…
Алексей: Да, курсы проводим. Но в свободном режиме: оценок и экзаменов нет. Это тоже на уровне энтузиазма. А ведь на Камчатке есть люди, которые профессионально могут преподать эту науку и на практике научить. Постепенно начинает «подрастать» флот. Нужна база береговая, тогда и будем развиваться.
Сергей: Зачем мы организуем эти семинары? Ищем настоящих энтузиастов, фанатов яхтенного спорта. Людей зрелых, самодостаточных, тех, кто проникнется морем и доставит на Камчатку яхту. Примеры таких людей есть.
Кор.: Как вы?
Сергей: Да, как я, например. Я фанат. (Смеется). Мне важна яхта, с ней я связываю своё будущее. Авачинская бухта — идеальна для парусного спорта. И в целом на Камчатке отличные условия для яхтинга. Тот, кто декларирует, что здесь холодно и короткий сезон, тот просто далёк от моря, не знает, что такое море. На Камчатке нормальный полноценный сезон, который длится 5 месяцев: с 1 июня до конца октября. Мы-фанаты ходим и по 6-7 месяцев в году. Бывает, даже первый лед в бухте форштевнем (носовая оконечность судна, продолжение киля) раскалываем в конце ноября.
Кор.: Какие планы строите на ближайшее время?
Алексей: Готовим сборную команду Камчатского края к участию в Чемпионате России. Наши спортсмены уже в четвертый раз поедут во Владивосток, где с 28 августа по 8 сентября состоятся соревнования по парусному спорту под названием «Кубок залива Петра Великого». Впервые мы попали туда в 2004 году. Это гонка высокого класса: в ней принимают участие около 40 яхт. Соревнуемся с мастерами спорта международного класса и даже олимпийцами.
Кор.: Какие результаты показываете?
Алексей: Хорошие результаты. Обычно входим в 20-ку лучших. Потенциал есть.
Сергей: Учтите, что камчатский экипаж соревнуется с другими не на своей яхте, а на той, которую предоставят организаторы. Обычно это среднее судно, гораздо хуже тех, на которых «гоняются» местные яхтсмены, вкладывающие в совершенствование своих лодок большие деньги. Поэтому 18-е или 20-е место камчатских яхтсменов в такой гонке — это показатель мастерства.
Кор.: Отправиться в кругосветное плаванье планируете?
Андрей: Каждый яхтсмен планирует кругосветку! Нет такого, кто не планирует. (Улыбается).
Сергей: Я планирую одиночное кругосветное путешествие на яхте «Эмма». Она мне очень нравится. Осенью испытаю её в тяжелых условиях. Хочу снабдить яхту всем необходимым для одиночной кругосветки, например, поставить ветровой автопилот. Если сильно не торопиться, кругосветный маршрут можно пройти с короткими остановками за два года. Если спешить, то можно и за один год.
Кор.: То есть это не мечты, а реальные планы?
Сергей: Да. Вполне реальные. Как я пришел в парусный спорт? У меня была мечта сделать кругосветное путешествие. Решил, что это нужно сделать на яхте. В 15 лет начал интересоваться этим вопросом: читать журналы, книги. Уже успел побывать в серьезных плаваньях: проходил на яхте вдоль берегов Антарктиды, мыс Горн, пролив Дрейка… Но всё это этапы. Теперь задача пройти кругосветку и, тем самым, поставить жирную галочку в своей биографии. А потом ходить под парусом в акватории Авачинской бухты, воспитывать молодежь.
Беседовала Леся Сурина, фото Илья Лобов и Леся Сурина.
0 комментариев