В этом году в Петропавловске зима — самая обсуждаемая тема. О снеге уже несколько месяцев говорят дома, на улице, поскальзываясь на льду или, в очередной раз, откапывая «железного коня», в очередях на почте, в автобусах, в краевом правительстве и даже в детских садах. Многие называют эту зиму аномальной. Но человеческая память играет с нами злую шутку. В этом материале мы собрали архивные и современные фотографии, статистические данные и воспоминания старожилов. Выводы делайте сами.
По данным камчатских синоптиков, зима в 2015 году не была рекордной. Всего с 1 января по 1 апреля в Петропавловске выпало 488 миллиметров осадков. Причем в январе показатели были ниже нормы (117,8 и 137 миллиметров соответственно), а вот февраль и март перевыполнили «план» вдвойне. К примеру, в феврале в столице Камчатки выпало 213,7 миллиметров осадков при норме 102 миллиметра, в марте — 156,6 миллиметров (норма 77). Самый снежный день этой зимы — 14 февраля. В день влюбленных в Петропавловске выпало 49 миллиметров осадков. Максимальной высоты — 259 сантиметров — сугробы достигли 21 марта. В целом в этом году зима была теплее, чем обычно. Средняя температура этого сезона (с ноября по 1 апреля) — 2,9 градуса мороза. Это на 2,2 градуса выше средних многолетних значений, — сообщила ИА «Камчатка» начальник отдела метеопрогнозов «Камчатгидромета» Анна Приходько.
По количеству осадков абсолютный месяц-рекордсмен — январь 1971 года. Тогда выпало 632 миллиметра осадков. Всего с декабря 1970 по март 1971 года зафиксировано 970 миллиметров осадков. «В 1971 году последние десять дней января были сильнейшие осадки в виде дождя со снегом, — рассказала Анна Приходько. — У нас до сих пор работают коллеги, которые с ужасом вспоминают тот год. И поскольку было сыро, то высота снежного покрова была не особо существенной: всего 161 сантиметр. Февраль-рекордсмен — в 1972 и 1984 годах. Тогда выпало по 298 миллиметров осадков. В феврале 2015 года — 213,7 миллиметров. Максимальное количество осадков в марте выпало в 1966 и 2007 годах: по 283 миллиметра. В этом году — 156,6 миллиметров. Поэтому зиме 2015 года до рекордов далеко».
Самые высокие сугробы в Петропавловске были зимой 2005 года. Тогда в марте их максимальная высота в городе достигла 289 сантиметров, за городом — 215 сантиметров зимой 1938 года. «В Петропавловске мы измеряем высоту снежного покрова двумя способами. Первый — метеоплощадка на улице Рябиковской. Там стоит рейка, по ней фиксируем количество снега, — поясняет Анна Приходько. — Но так как на распределение снежного покрова сильно влияет застройка города, нужен и второй вариант измерения. Для этого мы за городом прокладываем маршрут 1,5 километра. На этой трассе 10 раз измеряем высоту снега и выводим средний результат. Эта снегосъемка показывает, какая высота сугробов была бы в городе, если бы там не строили дома».
Кстати, самая малоснежная зима была в Петропавловске в 1951-1952 году: за 5 месяцев (с ноября по март) выпало всего 236 миллиметров осадков.
Самой холодной в Петропавловске была зима 1931-1932 года. Средняя температура за сезон была 8,5 градусов мороза. Это на 3,4 градуса холоднее по сравнению со средними многолетними значениями. Абсолютный минимум температуры воздуха в столице Камчатки синоптики зафиксировали в январе 1916 года. Тогда столбик термометра упал до 32 градусов мороза.
Самой теплой была зима 1942-1943 года. Тогда средняя температура составила 1,7 градусов мороза. Это на 3,4 градуса выше нормы.
Зима глазами пешехода и глазами автомобилиста — это две разные зимы. Причем число автомобилистов год от года значительно увеличивается. Если, к примеру, в 1960 году на 230,8 тысяч населения Камчатки приходилось 3855 автомобилей (из них, по данным Камчатстата, легковых — 633, в собственности граждан было всего 310 машин), то, по информации статистиков на конец 2013 года, транспортных средств на полуострове было уже 151203 единицы. Легковых авто — 136275, в том числе в собственности граждан — 134277 автомобилей.
Численность населения Камчатки к началу 2014 года составила 319,9 тысяч человек. Кстати, в Петропавловске-Камчатском, по сведениям Камчатстата на 1 января 2015 года, проживает 181 тысяча человек.
98 % всех травм зимой у пешеходов случается из-за скользких дорог. Таковы данные специалистов петропавловского травмпункта. В частности за три первых месяца 2015 года туда обратились 3924 пациента, из них 3856 человек получили так называемые уличные травмы. В 2014 году в первом квартале травмированных было еще больше — 4247 человек.
Несмотря на то, что по количеству осадков зима 2015 года не была рекордной, с дорог Петропавловска вывезли 785,5 тысяч кубических метров снега. Это количество равно объему 68 пятиэтажных четырехподъездных домов.
За всю зиму бесплатными муниципальными стоянками в Петропавловске воспользовались всего около 200 автомобилистов. Зато в полицию поступило около 500 сообщений от недовольных горожан. Они сообщали о брошенных «железных конях»; просили установить владельцев или убрать с дороги, так как машины мешали расчистке дороги от снега.
После пурги в среднем за сутки в дежурную часть поступает от 10 до 15 жалоб граждан о повреждениях автомобилей снегоочистительной техникой. Чаще всего это незначительные царапины и повреждения корпусов автомобилей, которые мешали снегоочистке, — сообщили ИА «Камчатка» в пресс-службе краевого управления МВД России.
Максимальное количество снегоочистительной техники, которая работала этой зимой на дорогах Петропавловска, — 127 единиц. Это пескоразбрасыватели, грейдеры, погрузчики, механизированные щётки, шнекороторы и машины малой механизации.
«Что такое 127 машин на 2200 домов или 426 километров дорог в Петропавловске? Это одна машина на 2-3 километра. А ведь нам еще надо в первую очередь очистить дорогу к 119 объектам социальной сферы: это детские сады, школы, больницы, — рассказал начальник управления дорожного хозяйства Петропавловска Сергей Мечетин. — Если бы в Петропавловске выпало всего полметра снега, надо было бы вывезти 2 миллиона кубических метров. И это только с дорог! Сколько это в деньгах? Считаем: 2 миллиона кубов умножаем на 156 рублей (стоимость вывоза одного кубического метра снега. — Ред.), получаем — 312 миллионов рублей. По нашим расчетам, для содержания Петропавловска в 2015 году нужен 1 миллиард 236 миллионов рублей. Это больше 10 % городского бюджета. И в эту сумму не входит вывоз снега со всех дворов города».
«В этом году 5 сентября исполнится ровно 30 лет с тех пор, как я живу на Камчатке: 12 лет прожил на Командорах, 18 лет — в Петропавловске. Когда мне говорят, что раньше хорошо чистили снег, я им отвечаю, что помню те времена, когда в Петропавловске в каждом подъезде на первом этаже стояли лопаты: первый, кто выходил на улицу после пурги, брал лопату и начинал откапывать тропинку, потом второй сосед выходил, брал лопату, третий… Некоторым приходилось копать чуть ли не до остановок. Так было лет 10 назад, — вспоминает Сергей Мечетин. — Раньше как чистился город? Идет пурга, автобусы не ходят. После завершения пурги собирали руководителей предприятий, ставили задачу и в течение недели зачищали город. Предприятия за счет собственных средств своей техникой чистили закрепленные за ними микрорайоны.
Зимой друг друга все узнавали по шапкам. Сверху соседи смотрят: «Вот Мариванна пошла в норковой шапке, а вон Иван Петрович — в ондатровой!». Вот так было! Ходили в траншеях. Пограничники выставляли технику, для того чтобы обеспечить развоз хлеба по больницам. Скорую помощь возили на ГТСах, на буранах по центру города. Даже в 2005 году жители Завойко пешком ходили на работу. И горожане со Звездной тоже пешком шли…
С 2011 года мы зимой содержим магистральные дороги в асфальте. По снегоочистке опережаем города Дальнего Востока. Я почти во всех дальневосточных городах был: во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске… После пурги там — накаты, а не асфальт. Магистрали приводят в порядок в течение 7-10 дней. А у нас на «красной линии» после пурги почти сразу асфальт. Даже во время снегопада «шугуем», сгребаем снег с основной трассы. При всех недостатках город все-таки чистится.
Помню, еще 5-6 лет назад зимой пробок не было в городе. Это потому, что неуверенные в себе женщины-водители или владельцы, как я их называю, «легкомоторных самолетов» (машин-малолитражек) зимой ставили свои автомобили на стоянки или загоняли в гаражи. А на дорогах была высокопроходимая техника. Поэтому и пробок не было. Сейчас все эти «пузотерки» зимой всё равно выезжают. Я понимаю, что людям хочется, чтобы было зимой как летом: стоянки расчищены, выезды свободны. Но нет волшебников. С проблемой расчистки придомовых территорий в истории Камчатки еще никто не справился. Это факт. Когда-то лучше чистили, когда-то хуже, когда вообще не чистили. Но не было еще такого, чтобы люди не жаловались на снегоочистку.
Мы предпринимаем все меры для того, чтобы отработать приемлемые схемы очистки, технологию содержания дорог зимой, но всему этому мешает транспорт, брошенный на придомовой территории, в межквартальных проездах и вдоль магистральных дорог. С одной стороны автомобилисты реализуют свое гражданское право на владение и перемещение транспорта, а с другой стороны, ущемляют права подрядчиков, которые из-за брошенных машин не могут выполнить контракты по зимнему содержанию города», — считает Сергей Мечетин.
«Снега были всегда на Камчатке. И дожди были на Новый год, и оттепели в январе, и дома засыпало до 2 этажа. Так что аномалии в этом году никакой нет, — рассказала старожил краевой столицы Людмила Владимировна, которая родилась в Петропавловске-Камчатском в 1950 году. — Если же вспоминать про чрезвычайные моменты, то особо запомнился ураган, который был в Петропавловске в ночь с 6 на 7 февраля 1969 года. Тогда сильный снегопад и дождь вызвали сход снежных лавин с Мишенной и Петровской сопок. Погибло 16 человек. Но об этом не говорили особо, я знаю, потому что среди погибших была моя бывшая одноклассница. Она приехала в Петропавловск на каникулы и, когда лавина сошла с Петровской сопки, ее засыпало бревнами (она была в доме), а её папа с мамой остались живы.
Еще помню, зимой 1976 года мы не смогли попасть на юбилей моей мамы. Мы жили на Дачной, а она — на проспекте Победы, три дня подряд была такая пурга, что дороги практически не чистили, автобусы не ходили…».
«Как можно сравнивать 1960-е годы и 2000-е? Снегоочистительная техника разная. Сейчас тротуары чистят, а не только проезжую часть. Мы всегда будем недовольны очисткой, потому что нам всегда хочется проснуться после пурги и идти по чистому асфальту. Но с таким количеством снега и с таким рельефом я думаю, это просто невозможно, — считает историк, краевед, почетный житель Петропавловска-Камчатского Ирина Витер. — Разное бывало. Не могу сказать, что зима этого года была экстремальной. Если только для дорожников. Да и то, это будет субъективная оценка.
Камчатка — она и есть Камчатка. Мы же на севере живем… Каждый год у нас зима рекордная, пока мы не сравниваем с другими зимами. Были пурги, когда в воде по колено ходили, на работу и с работы шли пешком, потому что не могли расчистить дороги, и автобусы не ездили. Но раньше и машин было меньше, и районов тоже меньше. К примеру, Северо-Востока вообще не было… Тут много факторов».
Кстати, впервые в Петропавловске из-за непогоды отменили работу и учебу 17 марта 1976 года. Интересно, что городские власти приняли это решение к полудню, когда часть горожан, несмотря на стихию, уже добралась до мест службы.
В апреле и мае коммунальщики планируют вывезти с дорог Петропавловска еще около 300 тысяч кубических метров снега. «Еще мы должны решить главную проблему — убрать песок с улиц, — сообщил Сергей Мечетин. — Его скопилось больше 150 тысяч кубических метров. Песок находится на территории зеленых зон, в кюветах, на придомовых территориях. Если мы за зиму в среднем рассыпаем 30 тысяч кубических метров песка, а собираем около 15 тысяч кубических метров, то посчитайте, сколько песка, к примеру, за 5 лет набросали. В этом году с начала зимы рассыпали около 15 тысяч кубических метров песко-соляной смеси».
23 апреля в Петропавловске завершилось обследование магистральных дорог, асфальт с которых, как обычно, растаял вместе со снегом. Ямочный и гарантийный ремонт трасс обещают закончить к 15 июня. Но это уже совсем другая история…
Фото: Илья Лобов, архивные фотографии из общедоступных источников
Текст: Леся Сурина.
0 комментариев