Каждый год каюр, первым преодолевший экватор традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках «Берингия», получает уникальный приз — панно, выполненное из множества самых разных самоцветов. Награды в технике флорентийской мозаики Галина Рычагова создает вот уже 18 лет в собственной мастерской, которую назвала «Тэви» — в честь одноимённого мыса на севере Камчатки, где долгое время нынешняя художница добывала полезные ископаемые.
По образованию Галина геолог, и большую часть жизни провела в экспедициях. В 1990-х, когда горнорудная отрасль была в глубоком упадке, мастер решила уйти в творчество. Сначала делала ювелирные украшения, потом — картины из камней. Технику флорентийской мозаики она осваивала интуитивно. Сейчас в её коллекции пейзажи, портреты и иконы.
Награда, которую много лет подряд делает Галина, названа в честь Владимира Самарского — легендарного вертолётчика, который забрасывал на старт гонки каюров из самых северных посёлков, а затем доставлял их вместе с собаками обратно домой. Во время самой гонки лётчик снабжал участников продуктами и готов был в любой момент вылететь на помощь. Он прилетал в любую погоду — даже если это казалось невозможным. Многие годы он был бессменным сопровождающим гонки, за что его назвали «Крылья Берингии».
Галина Рычагова: «Командор Александр Печень (Основатель гонки «Берингия». — Ред.) принёс в мастерскую предприятия, где я работала, огромный обсидиан и попросил что-нибудь из него сделать. Тогда, в 2002 году, умер Владимир Самарский, который всегда сопровождал “Берингию”, и все его знали как мастера своего дела. Мы с ним виделись — он прилетал забирать нас из экспедиции. Мы отправлялись с севера сразу в Петропавловск. Помню, загружали тяжёлые самоцветы в вертолёт, и я его спросила, сможем ли мы лететь с таким грузом. Владимир пошутил: “Лишь бы пол не провалился”. Его уверенность передалась мне».
Владимир Самарский одним из первых освоил вертолёт Ми-8. В восьмидесятые был единственным из пилотов Камчатки, кто имел допуск к выбору площадок для посадки на высоте 5000 метров над уровнем моря. В 1991 году вертолётчик первым в истории авиации Дальнего Востока совершил посадку на вершину Ключевского вулкана. В том же году он, несмотря на сильный шторм, десантировал врачей на плавбазу, чтобы помочь раненому моряку.
В 2000 году за заслуги в области воздушного транспорта и многолетний добросовестный труд Указом президента РФ Владимира Самарского наградили орденом Почёта. Имя аса увековечено на земле — некогда безымянная горная возвышенность на Камчатке теперь носит гордое название «Хребет Самарского». В честь авиатора назван также один из Ми-8 местной авиакомпании.
А в 2003-м оргкомитет «Берингии» учредил специальную награду, и свет увидел первый приз памяти Самарского.
Всего на изготовление каждого уходит не меньше полутора месяцев работы. Галина Рычагова говорит, что сюжет картин всегда уникальный, хотя не повторяться становится всё сложнее. В этом году на панно — камчатские ездовые собаки, а в каменном небе виднеется вертолёт — лейтмотив каждого приза. Эта награда выполнена из десяти камней.
Подставка для картины традиционно вырезана из вулканического стекла — обсидиана. В этом году её украшает и лабрадорит — тёмно-серая горная порода с синим отливом, привезённая из Приморья. Каждому камню в композиции отведена своя художественная роль. Так, тёмную подставку Галина ассоциирует со звёздным небом. А ездовых собак камчатской породы мастер создала из местного мохового агата с неповторимым узором. Снег на картине выполнен из молочного опала, тоже найденного на полуострове. На подставке расположился целестин — Галина признается, что этот минерал она «просто купила».
Галина Рычагова: «Мы раньше оформляли разрешения и уезжали в экспедиции на север. В основном, за агатами. Теперь материал мы покупаем у друзей и знакомых. Яшму, например, нам привезли с Урала, а лазурит — из Иркутска. А этот моховой камчатский агат мы нашли недалеко от Паланы. Он очень необычный, таких я больше нигде не видела. Камчатский обсидиан — тоже особенный. Обычно он прозрачный — это же вулканическое стекло. А наш — голубой, с особым рисунком, полосчатым или извилистым».
Почти все призы памяти Самарского были созданы в мастерской Галины Рычаговой. Исключением стали 2004 и 2012 годы, когда награды изготовили мастера-косторезы из рога моржа.
Самую трудоёмкую работу — обработку и полировку камней — у Галины перенял её сын Иван. Сейчас художница занимается созданием непосредственно панно: ищет фотографии, делает эскизы будущего сюжета и претворяет идею в жизнь. На каменных спилах она делает наброски карандашом, а потом подставляет их под лезвие, чтобы придать пластине нужную форму. Готовые кусочки мастер подгоняет друг к другу торцами и склеивает эпоксидной смолой.
Галина Рычагова: «Русская мозаика состоит из одинаковых кусочков, а в флорентийской технике мастер идёт от камня. Ведь он может быть картиной от природы! Камень меняется — его пилишь, и ни один узор пластины не повторяется. Поэтому готовую работу нельзя повторить. Если ко мне прийти с такой просьбой, я, конечно, постараюсь, но точь-в-точь воссоздать не получится»
И в этот раз неповторимый приз памяти Самарского, над которым сейчас работает Галина Рычагова, достанется человеку, который действительно его заслужил. Награду получит каюр, который первым достигнет экватора гонки. В этом году средняя точка дистанции «Берингии» — село Ивашка.
Автор: Мария Волкова, фото: Виктор Гуменюк
0 комментариев