Путь сибирских купцов-мореплавателей XIX века впервые за 150 лет планируют преодолеть участники масштабной для Восточной Сибири и Дальнего Востока экспедиции «Байкал – Аляска». Маршрут путешествия пройдет по торговому пути, который в XIX веке соединял Сибирь и Аляску.
Разработка маршрута началась в 2013 году, были изучены история Российско-Американской компании и Русской Америки, карты морских путей XVII–XIX веков. Сначала планировалось проплыть весь маршрут нынешним летом, но потом было решено провести разведывательные броски поэтапно.
К этому моменту проведено уже две разведки: первая «прощупала» две тысячи километров по реке Лене до Якутска в июне, вторая, протяженностью около 1,5 тысяч километров, — по реке Мае до хабаровского хребта Кондёр и закончилась на прошлой неделе.
Алексей Альмухамедов, участник только что закончившегося этапа экспедиции, поделился впечатлениями от путешествия: «Нас, разведчиков, было всего трое: храбрая девушка-москвичка Оля, проводник-эвенк и я. Набрали очень много продуктов, но ничего не съели. Питались рыбой и дичью. Маршрут в одну сторону до Кондёра, крупнейшего в мире месторождения платины, составил 750 километров. Это было захватывающе. Самое интересное — видеть диких животных в их естественных условиях, мы даже повстречали медведицу с медвежатами. Случилось и небольшое ЧП. На второй день участница обожгла руку. Мы даже думали сворачивать экспедицию, но она героически выдержала всю дорогу и участвовала во всех восхождениях». По словам Алексея Альмухамедова, перспектива у экспедиции есть. Он подчеркнул, что места интересные, необычные и достаточно суровые.
14 августа стартовал следующий этап разведки экспедиции «Байкал – Аляска». Перед участниками стоит задача изучить морские условия на участке Камчатка – Курильские острова. Продолжительность путешествия — 10 дней, шесть из которых исследователи пройдут на парусной яхте.
Сама экспедиция намечена на лето следующего года. Общая протяженность маршрута — почти 14 тысяч километров, преодолеть которые планируется за два месяца. Пока организаторам предстоит подготовить все необходимое оборудование.
В Иркутске для экспедиции готовят специальное судно — тримаран «Искатель», который можно будет собирать и разбирать, потому что у водного пути будут два препятствия: Байкальский хребет на севере Иркутской области и гора Джугджур в Хабаровском крае. Сейчас организаторы занимаются проектировкой палубы для океанских условий. Затем «морского коня» экспедиции ждет испытание в штормовых условиях: ведь прежде чем достичь Аляски, участники должны пересечь Тихий океан, где нужно быть готовым ко всему.
Организаторы экспедиции подчеркнули, что предусмотрены все меры, обеспечивающие сохранность жизней. Первое — минимизация рисков, построение маршрутов так, чтобы снизить вероятность нештатных ситуаций. Второе — страхование команды. И третье — обеспечение связью. «На сегодня наша цель — сделать хороший путеводитель, фотокнигу и фильм, чтобы популяризировать историю и географию нашего края. Нам есть чем похвастаться: Иркутская губерния занимала второе место в экономике Российской империи, «сибирское царство» охватывало гигантские территории от Тобольска до Аляски, а купцы воплощали мощные торговые проекты», — сказал руководитель экспедиции Анатолий Казакевич.
0 комментариев