16+
сб 20 апреля, 02:51
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Как устроена единственная на Камчатке газовая заправка
Сюжеты
14 ноября 2019, 20:42
0 38482

Чем газовая автозаправочная станция отличается от бензиновой? Почему метан называют экологичным топливом? Теряет ли двигатель мощность при работе на газе? Сколько денег потребуется для установки газового оборудования в авто? Насколько опасна АГНКС в условиях сейсмичности Камчатки?

01.jpg

В условиях неуклонно растущих цен на бензин невольно задумываешься о способах экономии. Именно поэтому меня заинтересовала первая на Камчатке АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция).

02.jpg

Единственная на полуострове газовая заправка находится в Петропавловске-Камчатском на улице Производственной, 10 (в районе улицы Вулканной).

03.jpg

Мощность новой станции — 5250 тысяч кубических метров в год. Там три колонки и соответственно шесть заправочных постов. АГНКС способна обеспечить заправку 250 автомобилей в сутки.

04.jpg

«Чем газовая заправка отличается от обычной АЗС? Прежде всего, тем, что мы заправляем автомобили метаном — сжатым (компримированным) газом», — рассказывает начальник петропавловской автомобильной газонаполнительной компрессорной станции № 1 Алексей Подопригора.

05.jpg

06.jpg

Фактически в топливный бак природный газ поступает прямо с месторождения, которое расположено на западном побережье Камчатки (Соболевский район). По газопроводу метан доставляется на компрессорную установку.

07.jpg

Алексей Подопригора: — Там давление приблизительно 6 атмосфер (для примера: в колёсах вашей машины примерно 2 атмосферы). Газ попадает на узел учёта (мы же должны узнать количество газа, чтобы рассчитать потребление: нам нужно за него заплатить), потом осушается, очищается, компримируется (сжимается) и подаётся на заправку, а оттуда уже отгружается в автомобиль.

08.jpg

Схематично это можно изобразить примерно так.

fast-fill_2.gif

На закрытой технологической площадке расположены два четырёхступенчатых компрессора. Оба иностранного производства. Также здесь находится блок осушки и очистки (справа).

09.jpg

На момент фотосъёмки 1 кубометр природного газа стоил 15 рублей (на момент выхода материала — 16 рублей 50 копеек). Цена его значительно ниже, чем у нефтепродуктов (1 литр АИ-92 на момент выхода материала стоит 47 рублей 87 копеек, дизель — 54 рубля 88 копеек). Газовики объясняют это сложностью технологического процесса изготовления бензина и дизеля. Кроме того, доставка топлива (с завода в танкерах до Камчатки, а потом в автоцистернах до АЗС) увеличивает его стоимость на порядок.

10.jpg

Метан не требует затрат на переработку и, как я уже говорила, транспортируется до АГНКС по трубопроводам. По этой же причине его невозможно чем-либо разбавить, испортить — природный газ попадает в бак автомобиля практически в первозданном виде.

11.jpg

Газовая станция отличается от обычной АЗС и самим процессом заправки.

12.jpg

Вместо заправочного пистолета здесь используется специальное устройство, на котором имеется штуцер для присоединения к заправочному отверстию газобаллонного оборудования (ГБО) автомобиля.

13.jpg

14.jpg

Итак, последовательность действий примерно такая. Автомобиль подъезжает к колонке. Водитель выключает двигатель и высаживает всех пассажиров. Им нужно отойти как минимум на 5 метров. Кстати, необязательно ждать на улице: зайти можно в помещение самой станции, там тепло.

15.jpg

К заправочному отверстию газобаллонного оборудования автомобиля присоединяют штуцер с колонки. Потом водитель подходит к оператору АГНКС и сообщает ему условия заправки.

16.jpg

17.jpg

Заправка на газовой станции длится немного дольше, чем на бензиновой. На легковой автомобиль уходит в среднем около 5 минут. Чтобы полностью заполнить баки грузовой машины, их объём достигает 400 кубических метров, потребуется около 25 минут.

18.jpg

Кстати, какое бы ни было давление в газопроводе, на выходе из колонки оно всегда не менее 200 атмосфер (20 мегапаскалей), и в таком виде газ закачивается в баллоны транспортных средств.

19.jpg

«По своим энергетическим свойствам один куб метана равен примерно одному литру бензина. Эквивалент берётся в АИ-92», — дополнил Алексей Викторович.

— Почему на всех колонках написано «экогаз»?

— Ecogas — это бренд сети АГНКС, зарегистрированный ООО «Газпром газомоторное топливо». Он объединяет много заправок.

— Много — это сколько?

— Это больше 300, если говорить в целом о России.

По информации из открытых источников, всего на территории нашей страны более 426 АГНКС, 315 из них принадлежат группе компаний «Газпром».

20.jpg

Для тех, кому нужны подробности, на каждой колонке есть инструкции вот с таким текстом:

221.jpg


Кроме того, разобраться поможет персонал станции: оператор и машинист компрессорных установок.

21.jpg

— Алексей Викторович, насколько опасен этот объект?

— Обязан вас разочаровать: метан, который используется на АГНКС, согласно «Классификации горючих веществ по степени чувствительности» МЧС России, относится к самому безопасному, четвёртому, классу. Для сравнения, у бензина — третий класс, а у пропан-бутана — второй.

23.jpg

— А если учесть сейсмичность нашего региона?

— Оборудование очень надёжное, и всё сделано с учётом всех многочисленных мер безопасности. У нас повсюду установлены с запасом огнетушители, есть система пожарной сигнализации.

24.jpg

Алексей Подопригора: «Есть пожарные щиты и гидрант, а также организован план взаимодействия с МЧС России. И, надо сказать, что сам природный газ в два раза легче воздуха. И при утечке он мгновенно улетучивается и не создаёт никакой опасности».

25.jpg

Когда топливо в баке, пора бы и расплатиться: в отличие от АЗС, на АГНКС расчёт производится после заправки.

26.jpg

Теперь предлагаю взглянуть на рабочее место оператора газовой станции.

27.jpg

«Здесь всё автоматизировано. У нас на станции размещено больше 200 различных приборов учёта и всевозможных датчиков: манометры, термометры, датчики загазованности, камеры слежения, пожарные извещатели и так далее… Информация с них поступает на мониторы. Также здесь установлен пульт управления. В случае чрезвычайной ситуации, пожара или разгерметизации оборудования, персонал может отключить станцию», — рассказала оператор АГНКС Ольга. К сожалению, фотографироваться она не захотела. А на фото другой оператор — Елена.

28 фото Елена.jpg

29.jpg

Под рукой у оператора находятся кассовый и безналичные терминалы, микрофоны для оповещения водителей, телефоны экстренных служб.

— Вы чувствуете себя здесь в безопасности?

— Чувствую. Меня не обижали. Кабинет закрывается: сюда нет доступа никому, кроме персонала. К тому же, есть кнопка экстренного реагирования Росгвардии. Да и работаем мы в основном по безналичному расчёту или по топливным картам, налички почти нет, так как у нас на всю Камчатку в 2017 году всего три клиента за наличный расчёт заправлялись. (Сейчас больше, но это коммерческая тайна).

— Это те, что на личных автомобилях?

— Да.

30.jpg

— Работа нравится?

— Нравится.

— Где вы проходили обучение?

— Когда нас набирали, то на Камчатку приезжал специалист, он проводил обучение. Надо сказать, это был очень трудоёмкий процесс — мы сдавали кучу экзаменов и бесконечно их сдаём до сих пор. Так, что работа здесь — не шуточки.

— Расскажите о графике работы. На какое время приходится пик нагрузки?

— Станция работает круглосуточно. Пик нагрузки — всегда по-разному.

31.jpg

Во время разговора обнаружился любопытный нюанс: на газовой станции колонки отключаются автоматически, то есть перелива, как на бензозаправках, быть не может.

Ольга: «Мы заправим автомобиль на определённую сумму или нужное количество кубометров газа, а можем и полный бак. Но больше, чем положено, колонка не заправит. К примеру, в 80-литровый баллон вмещается примерно 22–25 кубов, а в баллон на 120 литров — около 30».

«Чтобы примерно рассчитать, сколько газа вместится в баллон, надо его литровый объём разделить на 4», — дополнил начальник газонаполнительной компрессорной станции Алексей Подопригора.

32.jpg

Кстати, прежде чем сесть за руль автомобиля, который работает на газомоторном топливе, водителю нужно повысить свою квалификацию. По словам сотрудников газовой станции, обучение бывает как очным, так и заочным, причём займёт оно не больше недели. «Без удостоверения на право управления автомобилем, оснащённым ГБО, а также свидетельств формы 2а и 2б (перечень на фото ниже, — Ред.), мы заправку не осуществляем», — рассказывает Ольга.

33.jpg

— А со своим баллоном к вам приехать можно, как с канистрой на АЗС?

Алексей Подопригора: — Нет. Но есть такое понятие как кассетная сборка. Это установка (на заводском прицепе) предназначенная для хранения и транспортировки природного газа с АГНКС (заводское изделие, состоящее из баллонов, жестко закреплённых на раме, оборудованных запорной арматурой и трубопроводной обвязкой, — Ред.).

А ещё есть такое понятие как ПАГЗ (передвижной автомобильный газовый заправщик). Это такой большой автомобиль, на котором смонтировано много баллонов. Он принимает у нас газ, едет на какой-то объект и там сам из себя заправляет потребителей.

34.jpg

Предлагаю немного отвлечься. Заправка КамАЗа практически завершилась, поэтому можем задать несколько вопросов водителю.

35.jpg

36.jpg

— Сергей, как себя показало газомоторное топливо в холодных условиях? Не мёрзнет?

Сергей: — Мы зиму уже отработали, нормально себя показывает. То, что говорят, что газ замёрзнет, и машина встанет, это неправда. Вот в Мильково видим, что во время морозов дизельные машины стоят, а мы едем.

— Давно ваш работодатель эксплуатирует машины с ГБО?

— С осени 2017 года примерно. Эти КамАЗы не переоборудованы, а изначально были газовыми, с завода.

— Есть ли потеря мощности двигателя при работе с таким видом топлива?

— Разница чувствуется между газовым и дизельным топливом. Педаль газа нажимаешь, в первом случае плавнее идёт, во втором — чуть резче. А если ты ездил на бензиновом автомобиле, то один в один работает.

— Я слышала, что при работе на газовом топливе двигатель нагревается… У вас были подобные проблемы?

— Нет. Пока вообще никаких нареканий нет ни к машине, ни к двигателю.

37.jpg

— В ДТП не страшно попадать на газовой машине?

Сергей: — Нет. Во-первых, мы обучены, во-вторых, сами видели и знаем, что метан выветривается. Даже, если машина будет полностью гореть, то максимум, что может случиться, это перегорит тонкая мембрана в ГБО, и весь газ уйдёт в воздух. В баллоне три степени защиты. Не будет факела. Сами по себе баллоны не взорвутся.

— Каков расход газа у вашей машины?

— На 600 километров мы заправляем где-то 250 кубометров. Но всё зависит от типа двигателя, конечно, и условий езды (горная местность или равнина). Наши машины экономичные. Вот, к примеру, я узнавал у ребят, им в среднем на дорогу до Мильково (туда пустым, обратно гружённым) на топливо нужно около 10 тысяч рублей. Мы на газ тратим около 4,5 тысячи рублей на тот же путь. А частники на газовых машинах так вообще рады экономии.

38.jpg

— С вашей точки зрения, каковы плюсы газового топлива, а каковы его минусы?

Сергей: — Я вижу только плюсы на самом деле. К примеру, водитель газовой легковой машины заправляется на 300 рублей в неделю, а я свою маленькую заправляю на 2 тысячи рублей. Ощутимая разница в цене.

Минус только в стоимости переоборудования. Баллоны сами по себе очень дорогие. Я слышал, что здесь нужно около 100 тысяч рублей потратить на переоборудование. Для частника это неподъёмная цена, я считаю. Пока машина себя окупит, года за два, её уже и продавать надо.

39.jpg

— Алексей Викторович, а вы свою машину переоборудовали для работы на газе?

Алексей Подопригора: — Всё некогда. К тому же, у меня дизельная машина. С такими больше технических сложностей, и экономия будет не такая большая. Если бензиновый автомобиль полностью переходит на потребление газа, то дизельный продолжает потреблять солярку: 40% — дизель, 60% — газ.

— Переоборудование на самом деле стоит около 100 тысяч рублей?

— На материке от 60 тысяч рублей примерно, у нас — 90–130 тысяч. Это зависит от производителя оборудования: есть китайское, есть итальянское, есть немецкое, есть американское…

40.jpg    

— Ещё до того, как в Петропавловске на маршруты выехали новые газовые автобусы, в соцсетях горожане высказывали свои опасения. В частности, писали, что люди будут избегать новый транспорт из-за страха ДТП…

Алексей Подопригора: — Страх от незнания: всё новое пугает человека. А на самом деле баллоны производятся из очень надёжных материалов, у них есть пожарные клапаны. При ДТП газ сразу улетучивается. Вот пропан-бутан опасней, это тяжёлый газ, он стелется.

Если обратиться к мировому опыту, могу сказать, что, по данным за 2018 год, парк газомоторной техники в мире насчитывает более 23 миллионов единиц. Почти весь мир уже ездит на газовых машинах: 80 стран! Лидер по числу газовых автомобилей — КНР (5,5 миллиона штук). Но активнее всего используют газ Иран, Пакистан, Аргентина и Перу. В этих странах доля транспортных средств с ГБО около 25%. Там уже поняли, что незачем платить намного больше, если можно сэкономить.

41.jpg

Алексей Подопригора: — Главное преимущество природного газа — экологичность. У нас чистейший газ! Это подтверждается каждый месяц паспортами сертификации и соответствия. При сгорании метан не вызывает в двигателе отложений и не смывает со стенок цилиндров масленую пленку. Тем самым срок службы двигателя увеличивается почти в 2 раза. Масло менять надо в 2 раза реже, а по сравнению с дизельной машиной в три раза реже.

Двигатель автомобиля, работающего на природном газе, соответствует стандартам «Евро-5» и «Евро-6». И, что замечательно, есть подтверждённые цифры: при использовании газомоторного топлива выброс токсичных веществ снижается в 2-3 раза по углекислому газу и в 10 раз по угарному газу. Вот самое главное!

42.jpg

— А хватит ли газа? Какие у вас есть сведения на этот счёт?

Алексей Подопригора: — Это не наш вопрос. Насколько известно, в обозримых исторических перспективах он будет. Моё субъективное мнение таково: если была бы достоверная информация о недостатке или о какой-то там не слишком радужной перспективе, то в это бы никто не вкладывался. Это аксиома: люди умеют считать деньги, особенно крупные организации.

— На случай перебоев с поставками, существует резерв?

— Конечно! Есть специальные аккумуляторы газа на 10 тысяч кубов на тот случай, если, к примеру, на трубопроводе случилась авария или проводится профилактическое обслуживание.

43.jpg

Если верить информации, размещённой в интернете, то заводские газовые автомобили в среднем на 20% дороже бензиновых и дизельных аналогов. Но проверить, так ли это на самом деле, мне не удалось: на популярных автомобильных порталах газовых машин с пробегом в продаже просто не было. Стоимость новых авто с ГБО каждый легко может увидеть на официальных сайтах дилеров. Надо сказать, что, по сравнению с бензиновыми, выбор моделей пока не велик, я имею в виду не только российский автопром, но и иностранный.

Посчитав с помощью онлайн-калькулятора сколько можно сэкономить на топливе, если заменить бензин на метан, даже немного расстроилась. Расчёт примерно такой: сейчас при заправке АИ-92 (47 рублей 87 копеек за литр) каждые 100 километров пути обходятся мне в 622 рублей 31 копейку (расход — около 13 литров). Если бы моя машина ездила на природном газе (16 рублей 50 копеек за кубометр), тоже расстояние обходилось бы мне в 214 рублей 50 копеек. Условные 407 рублей 81 копейка экономии сначала не кажутся значительными, но если расстояние увеличить до 1000 километров, то разница уже 4078 рублей…

44.jpg

Изучив вопрос, для себя сделала такой вывод. Транспорт, работающий на газе, выгоден предприятиям, а также водителям, которые ездят очень много. Если когда-нибудь я решусь на покупку газового авто, то выбирать буду из тех, что изначально работают на природном газе (с завода, как говорят), так как переоборудование машины с бензина на метан считаю слишком затратным, к тому же, надо очень доверять мастеру. Из минусов ГБО могу назвать то, что в легковом автомобиле из-за баллонов уменьшается объём багажника, кроме того, количество АГНКС в России пока невелико, поэтому есть смысл подстраховаться и сделать выбор в пользу, например, битопливного автомобиля.

45.jpg

По данным медиа-проекта «Право на руль», на Камчатке выдано 33 разрешения на установку ГБО на авто. Первое — в феврале 2017 года на УАЗ.

 

Текст: Леся Сурина, фото: Матвей Парамошин.

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором