16+
вс 21 апреля, 00:59
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

Корабль «Маршал Крылов»: единственный в своём роде
Сюжеты
27 августа 2014, 11:36
1 56609

Явки, пароли, срочные телеграммы, секретные объекты. Наш визит на корабль «Маршал Крылов» стал целой спецоперацией: согласование происходило через Владивосток, преодолеть пришлось три контрольно-пропускных пункта. И вот мы в славном городе подводников.

Корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов» базируется в Вилючинске в бухте Крашенинникова.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Справка:

«Маршал Крылов» корабль проекта 1914.1

  • тип — стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков, 9 палуб;
  • водоизмещение — 23,7 тыс. тонн;
  • длина — 211 метров;
  • ширина — 27,5 метров;
  • осадка — 8 метров;
  • скорость — до 22 узлов;
  • силовая — дизельный ДГЗА-6У;
  • запасы: топлива — 5300 тонн, авиатоплива — 105 тонн, воды — более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
  • оснащен двумя палубными вертолетами Ка-27;
  • автономное плавание до 120 суток;
  • экипаж корабля — 339 (с учетом авиагруппы),
  • первый командир корабля — капитан 2 ранга Юрий Пирняк, начальник измерительного комплекса — капитан 3 ранга Анатолий Побережный.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Корабль спустили на воду 25 лет назад. Из Ленинградского Адмиралтейского объединения к месту базирования (порт Вилючинска) «Маршал Крылов» прибыл в середине 1990 года, но пройдя не по Северному морскому пути, как остальные корабли, а через Суэцкий канал. Официальный День рождения корабля экипаж отмечает 23 февраля, именно в этот день в 1990 году здесь торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР.

(фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

Давайте поднимемся на борт и начнем нашу экскурсию.

Раз уж мы начали говорить об истории корабля, добро пожаловать в музей.

Корабль «Маршал Крылов» назван в честь маршала, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова.

Здесь хранятся личные вещи маршала Н. Крылова, фотографии и документы.

В Книге почетных посетителей есть автограф «крёстной матери» корабля, внучки Николая Крылова Марины Крыловой. Именно она во время торжественной церемонии спуска корабля на воду разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. С тех пор пробка от бутылки хранится в музее «Маршала Крылова» в качестве амулета, охраняющего корабль от беды.

Также в Книге почетных посетителей мы обнаружили запись, сделанную рукой губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. В 1980-1983 году он проходил срочную службу на борту аналогичного корабля «Чумикан».

В музее хранится макет «Протона», тренировочный скафандр (надо сказать, космонавты были на корабле неоднократно) и спортивные награды экипажа.

Изначально в 4-й Тихоокеанской экспедиции кораблей измерительного комплекса было 8 судов. Однако в 1991-1993 годах, в связи со старением, списываются корабли «Сибирь», «Сахалин» и «Чукотка», в 1994 году — «Спасск», «Чажма», «Чумикан», «Маршал Неделин». С тех пор «Маршал Крылов» один. Но какой! До сих пор в России кораблей, подобных ему, нет.

Когда корабль движется, управление идет из главного командного пункта, в это время здесь полно людей, но, так как корабль стоит у пирса, сейчас необходимости в этом нет.

Рабочее место рулевого.

Машинный телеграф

Репитер

Визир наблюдения и целеуказания

Длинными коридорами идем на пост старшего механика.

Это место называют «сердцем» корабля. Здесь идет контроль за работой главных двигателей (их 4) и вспомогательных (а этих 8, они обеспечивают корабль электроэнергией), энергосистемы и вентиляции.

А здесь, говорят, не ступала нога женщины. В машинном отделении, когда корабль в движении, невозможно находиться без защитных средств: очень шумно.

«Мускулы» корабля — два дизель-гидрозубчатых агрегата. Каждый из которых состоит еще из двух дизелей. Общая мощность — 30 тысяч лошадиных сил. Эти штуки приводят в движение бронзовый винт размером 5 на 2,5 метра, вес махины — 15 тонн.

В машинном отделении пахнет дизтопливом, но, на удивление, чисто, никаких потёков не замечено.

Это пост станционного управления.

В уголке машинного отделения притаился огнетушитель. :)

Корабли проекта 1914.1 — одни из самых комфортабельных военно-морских кораблей. Судите сами, вот, к примеру, офицерская столовая и большая кают-компания.

Сами офицеры говорят, что кормят на корабле вкусно. Сегодня, к примеру, на обед им предложили борщ и гречку с курицей. На выбор: чай, кофе, компот или молоко. Также угощают колбасой, сыром и маслом. На десерт — булочки. Хлеб производят в собственной корабельной пекарне.

Любовь Филипповна работает на корабле уже 13,5 лет. Должность — дневальная.

«Цветов в столовой много, но этот — особенный, — рассказала нам Любовь Филипповна. — Сколько здесь работаю, он всегда цветет на День ВМФ».

— А что это за цветок?

— Мы его называем кукуруза. (Смеется). По весне высаживаем здесь даже зеленый лук и рассаду.

— Цветы нормально переносят качку?

— Конечно, они уже приспособленные.

В кают-компании кругом картины. Есть даже пианино. Правда, говорят, играют на нём редко.

Большое внимание экипаж корабля уделяет спортивной подготовке. Условия для тренировок вполне сносные: есть и тренажерный зал и спортивный.

Во время дальнего похода досуг на корабле можно разнообразить игрой на бильярде.

Наш «экскурсовод» Дмитрий служит на корабле «Маршал Крылов» 5 лет. Сам он родом из Хабаровска, учился в Санкт-Петербурге, на Камчатку попал по распределению.

Сюрпризом для нас стал кинозал. Да-да, на «Маршале Крылове» есть настоящий концертный зал с балконом, где для экипажа показывают фильмы, устраивают концерты, проводят дебаты и инструктажи.

Здесь есть музыкальные инструменты (мы лично видели фортепиано и барабанную установку), установлена трибуна. Вместимость кинозала — около 150 человек.

На сцене лежит длинная коробка, в ней полотно для нового экрана. В ближайшее время его смонтируют. Надо сказать, почти всё в этом зале (и на корабле в целом) — наследие советской эпохи. В то время как с многих кораблей в лихие 90-е тащили всё, что можно было продать, на «Маршале Крылове» всё осталось, как было при постройке. Даже отделочные панели и те родные, хотя экипажу также месяцами не платили зарплату. Честь и хвала людям, которые сберегли корабль в это тяжелое время.

Конечно, мы не могли не поинтересоваться бытовыми условиями членов экипажа.

Эта каюта на четверых военнослужащих контрактной службы. У каждого свой рундук (шкаф).

В каютах есть умывальник, вода — очищенная. Пить её можно, но лучше после дополнительной фильтрации.

В каюте мичманов немного просторней: она рассчитана на двух человек. На столе телефон для внутренней связи, так как на корабле сотовые телефоны запрещены.

Есть на «Маршале Крылове» даже своя прачечная.

Палуба этого корабля внушительных размеров. К примеру, ширина этой вертолетной площадки 22 метра, она рассчитана сразу на два вертолета, оборудована ночными сигнальными огнями. Здесь же два ангара для их хранения. Сейчас они пусты, так как корабль стоит у пирса.

Корабль буквально напичкан всевозможными антеннами, пеленгаторами, измерителями и системами слежения.

Как вы понимаете, рассказать о том, какая антенна и для чего конкретно предназначена, мы не можем: военная тайна. Взамен предлагаем вам схему аналогичного корабля «Маршал Неделин» ("проект 1914", спущен на воду в 1981 году, в 1996 году списан из состава Тихоокеанского флота).

А это схема корабля «Маршал Крылов», обнаруженная в свободном доступе в интернете. Как говорится, найдите 10 отличий. :)

На корабле есть обычные спасательные шлюпки,

а есть закрытого типа. Их называют вельботы. Таких ярко-оранжевых шлюпок (по весельном ходу) на корабле 4. Они вмещают по 66 человек каждая. Обслуживаются командой из шести человек.

А этот катер командирский.

По словам Дмитрия, любители спорта даже устраивают по палубе пробежки.

«Основная задача корабля — обеспечение запуска космических аппаратов, разгонных блоков и летно-конструкторской ракетной техники, — рассказал нам начальник измерительного комплекса, капитан 2 ранга Андрей Гобов. — У нас три дивизиона, которые занимаются измерениями: дивизион траекторных измерений (скорость и координаты цели в определенной системе координат), телеметрических (передача по радиоканалу данных о состоянии объекта во время полета: температура, вибрация и т.д.) и вычислительной техники (дивизион обрабатывает полученные данные). Кроме того, мы занимаемся обеспечением связи с пилотируемыми космическими объектами, например, МКС».

— Андрей Владимирович, сколько видов антенн на корабле?

— Много. Есть оптические средства измерения — фоторегистрирующая станция, которая состоит из шести больших фотоаппаратов, которые фотографируют на аэрофотоплёнку (ширина её 18 см!). Цена одной бобины около 18 тысяч рублей. Этот прибор — российская разработка: фототеодолит с огромным объективом. Правда, максимальная скорость всего 4 кадра в секунду. Есть на корабле оптические средства измерения, которые работают в инфракрасном диапазоне — радиометры. Есть траекторные антенны. Это тот самый радиотелеметрический комплекс.

— Тот, что спрятан в белом куполе?

— Да, он мерит траекторию полёта объекта. Телеметрическая станция измеряет характеристики объекта: вибрацию, температуру и т.д. Также есть антенны спутниковой связи, корабельной космической связи…

— Почему для выполнения всех этих задач нужен именно корабль? Наземных станций недостаточно?

— У нас очень большая страна, наземных измерительных комплексов тоже немало (самый восточный, кстати, находится на Камчатке в п. Вулканный Елизовского района), каждый из них снимает свой участок. Если, к примеру, отсоединение разгонного блока ракеты происходит за пределами доступности этих наземных пунктов, то в дело вступает наш корабль, мы подходим к необходимой точке и производим съемку.

Особенно актуален наш корабль будет с вводом в строй космодрома «Восточный». Этот самый южный наш полигон предназначен для пилотируемой космонавтики.

— Эвакуация капсул спускаемых аппаратов входит в ваши обязанности?

— Да, на корабле есть специальное бортовое подъемное устройство для эвакуации капсулы с космонавтами. Это не просто лебёдка. Это стрела, к которой подвешивается металлическая сетка, она опускается, как сачок, захватывает капсулу и поднимает на борт. Я лично видел эту операцию только один раз, в 1992 году: «Маршал Крылов» участвовал в проекте «Космический перелет "Европа – Америка-500"». Космический объект запустили с «Байконура», мы находились в районе Сиэтла. В тот момент там разразился 7-бальный шторм. Если бы пуск перенесли, из-за вращения Земли капсула упала бы в море в 300-х километрах от нас, мы бы не успели её поднять. Наш командир принял решение пуск не переносить. Прямо во время шторма мы благополучно поймали капсулу, подняли и привезли в Сиэтл, где с тех пор она хранится в «Музее авиации» этого города. Тогда же впервые на борт «Маршала Крылова» попали иностранцы.

— Есть в мире аналоги корабля «Маршал Крылов»?

— Есть похожие корабли у китайцев, но они немного другие. В России аналогов точно нет. К тому же «Маршал Крылов» — один из немногих вертолетонесущих кораблей на Камчатке и один из самых больших кораблей Тихоокеанского флота. Корабли нашей бригады первыми опробовали вертолёты в море.

— В чём еще ваш корабль самый-самый?

— Люди здесь самые лучшие. Они служат не за «большие погоны», а потому что любят свою работу. Наш корабль — один большой эксперимент. Нигде нет тех измерительных станций, что стоят у нас, нет образца. Уникально всё! И в этой уникальности и «плюс» и «минус» нашего корабля. В институтах не выпускают специалистов специально для нас. Всё специфично. Вот вроде бы гайка также закручивается, но не так, по-морскому. У меня в измерительном комплексе служат 104 человека, в их числе, 28 офицеров и 46 мичманов. Офицерам надо расти, ведь каждый офицер, который приходит на службу, как говорится, мечтает стать адмиралом. А тут расти некуда. Но у нас на флоте обычно, «где родился, там и пригодился». То есть, если приходишь на службу на этот корабль, здесь и работаешь дальше. Даже командир корабля (предыдущий) пришел к нам инженером в измерительный комплекс в звании лейтенанта, прошел все должности, после чего стал командиром. Мне вот не нравится быть командиром, мне нравится измерениями заниматься.

— Когда вы пришли служить на корабль?

— 27 июля 1992 году, мне было 22 года. Сейчас 44. На следующий год пенсия. Сам из Казахстана из г. Алма-Ата, закончил Республиканскую физматшколу.

— Правда, что на корабле служат не только военные, но есть и контрактники и даже гражданские служащие?

— Да. Изначально корабль проектировался под военный экипаж. В 1998 году этот статус изменился: военным остался экипаж измерительного комплекса, разведки, химкоманды, вертолетного комплекса и управления корабля. Всего около 130 человек. Остальные, как вы сказали, контрактники и гражданские служащие.

— Зарплата хорошая?

— Хорошая, я считаю. Всё зависит от выслуги и разряда, лейтенанты получают от 100 тысяч рублей. Достойно. У молодых офицеров есть возможность купить жилье, получить ипотеку. По окончании службы бездомными не останутся.

— Какие традиции у вас существуют на корабле? Как новичков встречаете?

— Есть ритуал «оморячивания». У нас на корабле он происходит после того, как выполнена боевая задача, а не сразу после того, как вышли в море. Так вот, выполнили боевую задачу, по пути обратно в базу строим весь экипаж, набираем ведро солёной воды, берем плафон от лампы. Новичок подходит к командиру, представляется, выпивает плафон солёной воды, целует рынду и бьет в рынду. После этого докладывает: «Матрос (лейтенант) такой-то ритуал «оморячивания» пришёл». Ему жмут руку и вручают удостоверение.

— А суеверия?

— В понедельник в море не выходить, например. Считается, что лучше выйти в 23:55 в воскресенье. Еще за борт плевать не принято у моряков.

— На берегу подводников после дальнего похода встречают жареным поросёнком, а вас как?

— Тоже жареным поросёнком и оркестром. Это традиция Военно-морского флота.

— Вы верите, что у каждого корабля есть своя судьба?

— Конечно, как у человека. Это настоящий живой организм, несмотря на то, что это железо, у него есть своя душа. Вот, к примеру, у нас есть очень капризная система управления антеннами. Её заведующим был один мичман, так он знал, какая ей нужна влажность: когда грелочку включал, когда тряпочки мокрые развешивал, а потом в определенное время он начинал петь, и система начинала работать. (Улыбается).

— Ваш «Крылов» с характером?

— Да, конечно. Но он нас никогда не подводил и, надеюсь, не подведет.

— Как вы корабль ласково между собой называете?

— «Крылов» или корабль. Кстати, Николай Крылов, чье имя носит корабль, был легендарнейший человек, удивительный! Он, практически без образования, закончив только пулеметные курсы, стал главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения, был практически у самых их истоков: сформировал первый коллектив, все основные мысли вложил в космические войска. Его идеи до сих пор живут. К примеру, полигон в Ключах на Камчатке тоже его детище.

«А корабль живой… Как вам объяснить почему? Живой он. К кораблю надо относиться как к живому существу, потому что, если относиться к нему, как к металлу, то он как металл и умрет. Корабли же не просто так называют именами великих людей. Это живой организм, потому что здесь живут люди, они проводят большую часть времени именно на корабле. Даже когда в шторм попадаете, чувствуете защиту корабля. Говорят, моряк должен быть дома в любой каюте и на любом корабле, ибо каюта офицера это не казарма, где люди отслуживают свой срок. И каюту следует обживать сразу, тем более, что собрать в нужный момент чемодан — дело не хитрое», — рассказал нам старший помощник командира корабля, капитан 2 ранга Андрей Гришин.

— Андрей Николаевич, а сколько времени нужно кораблю, чтобы выйти в море?

— Два часа. Это время отсчитывается с команды вахтенного офицера: «Корабль к боевому походу приготовить». За 5 минут до выхода дается команда: «Аврал». Мы отдаем швартовые, начинаем выбирать якорь-цепь. Ее длина 350 метров, их две у нас. Специфика выборки состоит в том, что сначала мы выбираем их вместе до 120 метров, а потом начинаем один травить, а второй выбирать. Это называется «постановка на якорь способом схода».

Вот, например, американские корабли, никогда не становятся к пирсу кормой. Они всегда становятся лагом (боком, - ред.). Только мы — русские моряки — имеем такой опыт, что можем подойти кормой.

А вообще я считаю, во флот должны приходить романтики. Мне, например, нравится служить. С 1992 года служу. Правда, изначально я поступал в Рязанское десантное училище, но не прошел по состоянию здоровья. Пошел на флот. Поступил в Севастопольское высшее морское училище, потом страна распалась, и меня отправили в Ленинград. А служить начинал на подводной лодке».

В 2014 году корабль «Маршал Крылов» уйдет в док, на ремонт. По плану он продлится около года. Переоснастить обещают и главную двигательную установку, и технические средства, и аппаратуру. Надеюсь, спустя несколько лет нам удастся вновь взойти на борт этого красивого судна и увидеть изменения своими глазами.

(Фото: Виталий Филючков: http://philyuchkoff.livejournal.com/)

В следующий раз мы расскажем и покажем вам другое удивительное место: маяк Петропавловский.

Текст: Леся Сурина, фото: Илья Лобов.

1 комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором
Родной корабль, служил на нем, первый экипаж, переход из Ленинграда на Камчатку.