Первое промысловое судно, построенное в современной России, уже работает у берегов Камчатки. Свой улов «Ленинец» привозит в Петропавловск. Он хранится в специальных танках с чистой охлаждённой морской водой. Иногда удается доставить на завод ещё живую рыбу. В рейс на новом траулере отправилась наша съёмочная группа.
До ворот в Авачинскую бухту нас провожает лоцманский катер — по правилам из опасной акватории выводят суда, валовая вместимость которых превышает 1000 регистровых тонн. У «Ленинца» — 1150.
Траулер идёт к месту промысла, а мы стоим на палубе. Вулканы окутаны лёгкой дымкой. На льдинах сидят белоплечие орланы.
У скал Три Брата моряки по традиции бросают в море монеты — на удачу.
Пока судно идёт к месту добычи минтая, рыбаки рассказывают о переходе Южным морским путём из Калининграда на Камчатку. Он продлился чуть больше двух месяцев. В Суэцком канале пришлось нанимать вооружённых охранников — там часто нападают на суда. «Ленинец» прошёл опасный участок без происшествий. Как и весь путь: было несколько штормов и небольшая поломка.
«У нас установлен токарно-фрезерно-сверлильный станок, чтобы можно было провести какие-то минимальные работы. Это не обязательно, но нам он уже пригодился. На переходе выточили одну деталь из куска железа. Помучились, но сделали, вышли из положения», — рассказывает старший механик Дмитрий Зиборов.
В мастерской есть аварийный выход, который ведёт прямо на палубу.
Тем временем «Ленинец» уже прибыл на место промысла.
Рыбаки ставят трал.
Сначала в воду погружается куток — часть снасти, в которую собирается улов.
«Ленинец» на промысле недавно — экипаж ещё настраивает оборудование. На снасть закрепляют разные датчики. Одни показывают, насколько заполнен куток...
Другие — раскрытие досок, их горизонтальное и вертикальное положение, угол атаки.
Поставив трал, рыбаки замывают палубу.
Мы попросили тралмастера подробнее рассказать о промысловом оборудовании.
«Сначала надо пойти пообедать!» — с улыбкой говорит Александр Федин.
В кают-компании «Ленинца» уютно.
С поваром мы встретились ещё в начале рейса. Знакомство началось с его вопроса: «А что же вы не идёте завтракать?»
Василий Царенко работает на судах уже почти сорок лет. На «Ленинце» он кормит рыбаков завтраком, обедом и ужином. Ещё есть два чая — так называют перекус.
У кока всегда есть готовая еда — ведь кто-то из рыбаков постоянно работает. Экипаж не остаётся голодным даже во время шторма.
«На переходе в Четвёртом Курильском проливе был самый сильный шторм, у меня всё повылетало здесь. Но ты всё равно должен приготовить, покормить... У меня ещё не было, чтобы команда ела тушёнку или кукси», — с гордостью говорит Василий.
Кухня на «Ленинце» приспособлена для готовки в условиях любой погоды. Кастрюли и сковородки на плите можно «заштормить» — плотно зафиксировать металлическими стержнями. Такая система работает и в духовке.
По праздникам повар предлагает команде особенное меню.
«Картошку фри сделаешь, салатиков пару штук, буженинку, отбивные, утку. Бисквит выпекаю», — улыбается Василий Царенко.
После обеда возвращаемся на палубу вместе с тралмастером.
Александр Федин. Официально его должность звучит так: помощник капитана по добыче
«Мы поставили трал на глубину около 300 метров. Трудно сказать, сколько будет идти траление, но в среднем это занимает около трёх часов. Всё зависит от плотности косяка, который нашли наши судоводители», — рассказывает Александр Федин.
Траление ведётся на скорости четыре узла — это чуть больше семи километров в час. Во время движения положение трала регулируют так, чтобы в него заходила рыба.
Осенью экипаж «Ленинца» планирует освоить промысел кошельковым неводом. Им добывают, например, сардину иваси. Снасть пока в постройке.
На фотографии триплекс — специальное оборудование для выборки кошелькового невода. Им подбирают и подсушивают часть снасти, а затем по находящейся рядом трубе — формирователю — невод уходит в карман и укладывается для последующей постановки.
Начинается выборка трала. По подсчётам, в кутке около 100 тонн рыбы.
Последить за процессом с кормы пришёл капитан «Ленинца» Виктор Ворошилов.
Старший механик Дмитрий Зиборов и капитан «Ленинца» Виктор Ворошилов
Палубная команда — четыре человека — снимает со снасти датчики и убирает минтай, который не попал в куток.
Во время выборки сквозь шум слышны возгласы рыбаков: «Майна!», «Вира!» (вниз и вверх). Это они отдают команды механику, который стоит за пультом управления гидравликой. Он регулирует вращение барабана, на который наматывается трал.
Главная особенность нового судна в том, что куток с уловом не поднимают на палубу. С помощью насоса рыба сразу попадает в сепаратор. Здесь сливается лишняя вода.
После этого улов загружают в трюм. В один из шести танков, который частично заполнен чистой охлаждённой морской водой. Когда рыбы мало, танк наполняют целиком. Если этого не сделать, может возникнуть эффект смещения груза — вода создаёт лишнюю качку.
Минтай попадает в танки из сепаратора по трубам.
Распределить рыбу нужно так, чтобы не было крена судна. Эту задачу решают на мостике.
«Это главное отличие от других судов, — рассказывает капитан Виктор Ворошилов. — Что рыба не берётся на палубу, а через насосы попадает сразу в трюм, где находится определённое количество охлаждённой морской воды, — грубо говоря, сразу помещается в свою среду. Иногда приходим на завод, а она ещё живая плавает».
Температура воды в танках — от –1 до +1 °C. Когда «Ленинец» приходит в порт, рыбу перекачивают на завод. Из трюмов она попадает в вакуумный бак, а оттуда по трубе — прямо на переработку.
Вакуумный бак для выдачи рыбы
На палубе тем временем снова поставили трал.
А мы вместе со старшим механиком продолжаем экскурсию по «Ленинцу».
«Это помещение гидравлики. Здесь есть шесть насосов, которые создают высокое давление, чтобы можно было управлять ваерными лебёдками, грузовыми кранами и вообще всеми палубными механизмами», — рассказывает Дмитрий Зиборов.
Идём в центральный пост управления. Отсюда можно запустить любой механизм на рыболовном судне.
«Отсюда можно управлять всем судном. Открыть или закрыть клапаны, включить различные механизмы, перекачать топливо, запустить главный или вспомогательные двигатели. В общем, всё что угодно», — говорит старший механик.
Любое действие выполняется только после команды с мостика. Получить её можно по центральной телефонной станции — она связывает все каюты. Есть и аварийная связь. Она будет работать даже при отключении электроэнергии.
В этом же помещении находится закладной лист «Ленинца». Эту табличку закрепили при начале строительства судна на верфи.
Через специальное окно из ЦПУ удобно наблюдать за работой в машинном отделении. Именно там находится сердце «Ленинца» — главный двигатель.
«За движение отвечает только главный двигатель. А электроэнергию может выдавать не только он, но и два вспомогательных. Если главный двигатель выйдет из строя, мы остановимся», — рассказывает Дмитрий Зиборов.
Мощность главного двигателя — 2170 киловатт. Старший механик говорит, что её хватает. Но для скорости хотелось бы побольше. Сейчас максимум — это 13 узлов (почти 25 километров в час).
В помещении рядом с машинным отделением находится рулевая машина. С её помощью поворачивается перо руля. У «Ленинца» оно аж шесть квадратных метров.
«Грубо говоря, это огромный металлический лист. Часть его подвижная, она подламывается, соответственно, меняется и угол поворота. Это судно очень манёвренное», — говорит Дмитрий Зиборов.
Есть также два подруливающих устройства: «Ленинец» может двигаться вправо и влево параллельно корпусу, как будто делая шаг вбок, или кружиться на месте.
После экскурсии отправляемся в кают-компанию. Здесь уже готов ужин.
На «Ленинце» по-домашнему уютно, пол с подогревом, современная отделка. Здесь установлена спутниковая система и есть WiFi — моряки могут общаться с близкими через WhatsApp. В команде дружеская атмосфера — многие рыбаки знакомы не первый год.
«Экипаж у нас маленький, всего двенадцать человек. Мы уже не один год работаем со старпомом, вахтенными штурманами, — рассказывает капитан Виктор Ворошилов. — Бывают спорные ситуации, но конфликтов нет. Мы все друг друга знаем. Можно сказать, одна большая семья».
Второй раз трал выбирают уже ночью.
«Ленинец» спешит в родной порт. Всего за этот рейс добыли около 200 тонн минтая. Сейчас раннее утро, но завод не останавливается. Рыбу закачивают на берег.
Этот процесс длится несколько часов.
Когда трюм будет пуст, «Ленинец» может снова отправиться на промысел.
Экипаж остаётся на судне, а мы сходим на берег и едем на работу. Сотрудники колхоза приглашают прийти вечером в магазин за свежей рыбой. Возможно, там будет и та, которую в эти сутки выловил новый траулер-сейнер «Ленинец».
Текст: Евгения Пылёва, фото: Виктор Гуменюк
0 комментариев