16+
пт 26 апреля, 10:40
© 2012–2024 СМИ "Информационное агентство "Камчатка" зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер:
серия ИА № ФС77-86144
16+

Фоторепортажи

«Ленинец» на промысле
Сюжеты
27 марта 2020, 11:34
0 25957

Первое промысловое судно, построенное в современной России, уже работает у берегов Камчатки. Свой улов «Ленинец» привозит в Петропавловск. Он хранится в специальных танках с чистой охлаждённой морской водой. Иногда удается доставить на завод ещё живую рыбу. В рейс на новом траулере отправилась наша съёмочная группа.

IMG_0666.JPG

До ворот в Авачинскую бухту нас провожает лоцманский катер — по правилам из опасной акватории выводят суда, валовая вместимость которых превышает 1000 регистровых тонн. У «Ленинца» — 1150.

IMG_0766.JPG

Траулер идёт к месту промысла, а мы стоим на палубе. Вулканы окутаны лёгкой дымкой. На льдинах сидят белоплечие орланы.

HW7G7098.JPG HW7G6993.JPG

У скал Три Брата моряки по традиции бросают в море монеты — на удачу.

HW7G6974.JPG IMG_0776.JPG

Пока судно идёт к месту добычи минтая, рыбаки рассказывают о переходе Южным морским путём из Калининграда на Камчатку. Он продлился чуть больше двух месяцев. В Суэцком канале пришлось нанимать вооружённых охранников — там часто нападают на суда. «Ленинец» прошёл опасный участок без происшествий. Как и весь путь: было несколько штормов и небольшая поломка.

«У нас установлен токарно-фрезерно-сверлильный станок, чтобы можно было провести какие-то минимальные работы. Это не обязательно, но нам он уже пригодился. На переходе выточили одну деталь из куска железа. Помучились, но сделали, вышли из положения», — рассказывает старший механик Дмитрий Зиборов.

IMG_1642.JPG

В мастерской есть аварийный выход, который ведёт прямо на палубу.

IMG_1675.JPG IMG_1680.JPG

Тем временем «Ленинец» уже прибыл на место промысла.

IMG_1721.JPG

Рыбаки ставят трал.

IMG_1744.JPG

IMG_1749.JPG

Сначала в воду погружается куток — часть снасти, в которую собирается улов.

IMG_1909.JPG

«Ленинец» на промысле недавно — экипаж ещё настраивает оборудование. На снасть закрепляют разные датчики. Одни показывают, насколько заполнен куток...

IMG_1979.JPG

Другие — раскрытие досок, их горизонтальное и вертикальное положение, угол атаки.

IMG_2165.JPG

Поставив трал, рыбаки замывают палубу.

IMG_2267.JPG IMG_2221.JPG

Мы попросили тралмастера подробнее рассказать о промысловом оборудовании.

«Сначала надо пойти пообедать!» — с улыбкой говорит Александр Федин.

IMG_0954.JPG

В кают-компании «Ленинца» уютно.

IMG_2284.JPG

С поваром мы встретились ещё в начале рейса. Знакомство началось с его вопроса: «А что же вы не идёте завтракать?»

HW7G7134.JPG

Василий Царенко работает на судах уже почти сорок лет. На «Ленинце» он кормит рыбаков завтраком, обедом и ужином. Ещё есть два чая — так называют перекус.

IMG_2782.JPG

У кока всегда есть готовая еда — ведь кто-то из рыбаков постоянно работает. Экипаж не остаётся голодным даже во время шторма.

«На переходе в Четвёртом Курильском проливе был самый сильный шторм, у меня всё повылетало здесь. Но ты всё равно должен приготовить, покормить... У меня ещё не было, чтобы команда ела тушёнку или кукси», — с гордостью говорит Василий.

IMG_2841.JPG

Кухня на «Ленинце» приспособлена для готовки в условиях любой погоды. Кастрюли и сковородки на плите можно «заштормить» — плотно зафиксировать металлическими стержнями. Такая система работает и в духовке.

IMG_2729.JPG

По праздникам повар предлагает команде особенное меню.

«Картошку фри сделаешь, салатиков пару штук, буженинку, отбивные, утку. Бисквит выпекаю», — улыбается Василий Царенко.

IMG_2725.JPG

После обеда возвращаемся на палубу вместе с тралмастером.

IMG_1892.JPG

Александр Федин. Официально его должность звучит так: помощник капитана по добыче

«Мы поставили трал на глубину около 300 метров. Трудно сказать, сколько будет идти траление, но в среднем это занимает около трёх часов. Всё зависит от плотности косяка, который нашли наши судоводители», — рассказывает Александр Федин.

Траление ведётся на скорости четыре узла — это чуть больше семи километров в час. Во время движения положение трала регулируют так, чтобы в него заходила рыба.

IMG_2348.JPG

Осенью экипаж «Ленинца» планирует освоить промысел кошельковым неводом. Им добывают, например, сардину иваси. Снасть пока в постройке.

IMG_0674.JPG

На фотографии триплекс — специальное оборудование для выборки кошелькового невода. Им подбирают и подсушивают часть снасти, а затем по находящейся рядом трубе — формирователю — невод уходит в карман и укладывается для последующей постановки.

IMG_1781.JPG

Начинается выборка трала. По подсчётам, в кутке около 100 тонн рыбы.

IMG_2473.JPG

Последить за процессом с кормы пришёл капитан «Ленинца» Виктор Ворошилов.

IMG_2450.JPG

Старший механик Дмитрий Зиборов и капитан «Ленинца» Виктор Ворошилов

Палубная команда — четыре человека — снимает со снасти датчики и убирает минтай, который не попал в куток.

IMG_2541.JPG

Во время выборки сквозь шум слышны возгласы рыбаков: «Майна!», «Вира!» (вниз и вверх). Это они отдают команды механику, который стоит за пультом управления гидравликой. Он регулирует вращение барабана, на который наматывается трал.

IMG_2390.JPG IMG_2076.JPG

IMG_2089.JPG

Главная особенность нового судна в том, что куток с уловом не поднимают на палубу. С помощью насоса рыба сразу попадает в сепаратор. Здесь сливается лишняя вода.

IMG_2596.JPG IMG_2695.JPG

После этого улов загружают в трюм. В один из шести танков, который частично заполнен чистой охлаждённой морской водой. Когда рыбы мало, танк наполняют целиком. Если этого не сделать, может возникнуть эффект смещения груза — вода создаёт лишнюю качку.

IMG_2672.JPG IMG_2674.JPG

IMG_2646.JPG

Минтай попадает в танки из сепаратора по трубам.

IMG_0675.JPG IMG_0684.JPG

Распределить рыбу нужно так, чтобы не было крена судна. Эту задачу решают на мостике.

IMG_2364.JPG

«Это главное отличие от других судов, — рассказывает капитан Виктор Ворошилов. — Что рыба не берётся на палубу, а через насосы попадает сразу в трюм, где находится определённое количество охлаждённой морской воды, — грубо говоря, сразу помещается в свою среду. Иногда приходим на завод, а она ещё живая плавает».

HW7G7322.JPG

Температура воды в танках — от –1 до +1 °C. Когда «Ленинец» приходит в порт, рыбу перекачивают на завод. Из трюмов она попадает в вакуумный бак, а оттуда по трубе — прямо на переработку.

IMG_1719.JPG

Вакуумный бак для выдачи рыбы

IMG_1700.JPG

На палубе тем временем снова поставили трал.

IMG_2417.JPG

А мы вместе со старшим механиком продолжаем экскурсию по «Ленинцу».

IMG_1523.JPG

«Это помещение гидравлики. Здесь есть шесть насосов, которые создают высокое давление, чтобы можно было управлять ваерными лебёдками, грузовыми кранами и вообще всеми палубными механизмами», — рассказывает Дмитрий Зиборов.

IMG_1568.JPG

Идём в центральный пост управления. Отсюда можно запустить любой механизм на рыболовном судне.

IMG_0963.JPG

«Отсюда можно управлять всем судном. Открыть или закрыть клапаны, включить различные механизмы, перекачать топливо, запустить главный или вспомогательные двигатели. В общем, всё что угодно», — говорит старший механик.

IMG_1080.JPG

Любое действие выполняется только после команды с мостика. Получить её можно по центральной телефонной станции — она связывает все каюты. Есть и аварийная связь. Она будет работать даже при отключении электроэнергии.

IMG_1065.JPG

В этом же помещении находится закладной лист «Ленинца». Эту табличку закрепили при начале строительства судна на верфи.

IMG_0968.JPG

Через специальное окно из ЦПУ удобно наблюдать за работой в машинном отделении. Именно там находится сердце «Ленинца» — главный двигатель.

IMG_1196.JPG

«За движение отвечает только главный двигатель. А электроэнергию может выдавать не только он, но и два вспомогательных. Если главный двигатель выйдет из строя, мы остановимся», — рассказывает Дмитрий Зиборов.

Мощность главного двигателя — 2170 киловатт. Старший механик говорит, что её хватает. Но для скорости хотелось бы побольше. Сейчас максимум — это 13 узлов (почти 25 километров в час).

IMG_1291.JPG

В помещении рядом с машинным отделением находится рулевая машина. С её помощью поворачивается перо руля. У «Ленинца» оно аж шесть квадратных метров.

«Грубо говоря, это огромный металлический лист. Часть его подвижная, она подламывается, соответственно, меняется и угол поворота. Это судно очень манёвренное», — говорит Дмитрий Зиборов.

Есть также два подруливающих устройства: «Ленинец» может двигаться вправо и влево параллельно корпусу, как будто делая шаг вбок, или кружиться на месте.

IMG_0914.JPG

После экскурсии отправляемся в кают-компанию. Здесь уже готов ужин.

IMG_2837.JPG

На «Ленинце» по-домашнему уютно, пол с подогревом, современная отделка. Здесь установлена спутниковая система и есть WiFi — моряки могут общаться с близкими через WhatsApp. В команде дружеская атмосфера — многие рыбаки знакомы не первый год.

IMG_2291.JPG

«Экипаж у нас маленький, всего двенадцать человек. Мы уже не один год работаем со старпомом, вахтенными штурманами, — рассказывает капитан Виктор Ворошилов. — Бывают спорные ситуации, но конфликтов нет. Мы все друг друга знаем. Можно сказать, одна большая семья».

IMG_2849.JPG

Второй раз трал выбирают уже ночью.

IMG_2959.JPGIMG_3002.JPG

«Ленинец» спешит в родной порт. Всего за этот рейс добыли около 200 тонн минтая. Сейчас раннее утро, но завод не останавливается. Рыбу закачивают на берег.

IMG_3053.JPG

Этот процесс длится несколько часов.

DJI_0444.JPG

Когда трюм будет пуст, «Ленинец» может снова отправиться на промысел.

Экипаж остаётся на судне, а мы сходим на берег и едем на работу. Сотрудники колхоза приглашают прийти вечером в магазин за свежей рыбой. Возможно, там будет и та, которую в эти сутки выловил новый траулер-сейнер «Ленинец».

DJI_0431.JPG

Текст: Евгения Пылёва, фото: Виктор Гуменюк

0 комментариев

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий Авторизация
Ваш комментарий успешно отправлен и появится на сайте после проверки модератором