Три года назад один из старейших театров кукол в России после конкурсного отбора возглавил выпускник Театрального училища имени Щепкина Алексей Казаков. Представляем вашему вниманию отрывки из беседы корреспондента информационного агентства «Камчатка» Олеси Суриной с главой Камчатского театра кукол. Алексей Казаков рассказал о поколении детей, которые ни разу не были в театре, о постковидном времени, гастролях, рекордном количестве спектаклей в прошлом сезоне и планах на новый театральный год.
Корреспондент: — Камчатский театр кукол 40 лет, с 1980 года, возглавлял заслуженный работник культуры России Зиновий Ефимович Кужелев. В 2021 году на должность художественного руководителя назначили вас. Каким вам достался театр?
Алексей Казаков: — Но момент, когда три года назад 1 сентября меня утвердили, и я вышел на работу, ситуация была и в прямом, и в переносном смысле постковидная. Труппа потеряла в своём составе, была заморожена стройка нового здания. С другой стороны выполнение госзадания никто не пересмотрит и не отменит, его нужно выполнять. Кроме этого нужно было укрепить материальную базу: крышу, которая течёт, трубы, которые тоже протекают, батареи, которые не греют, полы, которые сыпятся и трещат и так далее. Здание театра всё-таки 1936 года постройки. Конечно же, оно пришло в сильный упадок.
Помимо прочего, многие сотрудники уже ушли на пенсию, в театре не хватало людей на многие позиции. Пришлось организовывать ещё и административный цех...
Поэтому три года назад театр был в тяжёлом состоянии, на мой взгляд. Кто бы ни пришёл на место руководителя, он бы столкнулся с тем, что нужно в срочном порядке решать вопросы, без чего дальше выполнять госзадания, развивать театр и двигать его в каком-то художественном направлении было бы невозможно. Потихоньку пришлось заниматься всем в совокупности. Здесь устраняя, там поправляя, ища людей, выстраивая репертуарные планы, приглашая режиссёров, организовывая выезд театра на гастроли, то есть оживлять внутреннюю жизнь театра, работать со зрителями: выросло поколение, которое считало, что театра нет. Это-целое непаханое поле, каждый зритель был наперечёт. Поэтому вот это всё вместе потребовало одномоментного включения.
Мы начали весь механизм театра «смазывать», «перебирать» как старый двигатель машины. Знаете, как это бывает, вроде авто ездит, но ты понимаешь, что в любой момент может заглохнуть, поэтому зачем рисковать? Лучше сразу сделать переборку двигателя, заменить масло, всякие сальники, фильтры, колодки... Иначе рано или поздно машина остановится. Надеюсь, это понятное сравнение.
— Понятное.
— С этого всё началось три года назад. Главное для меня то, что люди, которые работали с Зиновием Ефимовичем, которые потеряли своего руководителя, к которому привыкли за долгие годы, за которым шли, в которого верили много лет, смогли поверить мне.
Люди доверились, включились и начали делать. Может быть, не до конца понимая для чего, куда мы идём, что я от них хочу... Постепенно, прикладывая огромное количество сил всего коллектива от актёров до билетёров и гардеробщиков, за три года мы все вместе выбрались на какую-то другую высоту: сейчас в театре и репертуар обновляется, и количество зрителей увеличилось, и спектаклей стало значительно больше.
Я считаю, что все, кто работает в Камчатском театре кукол, все 56 человек, — это люди, которые совершают каждый день маленький подвиг. Подвиг во имя любимой Камчатки, во имя детей, которые на ней рождаются, растут. Всему коллективу отдельное человеческое моё личное спасибо!
— Давайте подведём итоги минувшего театрального сезона. Сколько спектаклей было сыграно?
— Когда подбили все цифры, были приятно удивлены. Мы сыграли с сентября 2023 года по июнь 2024 года 361 спектакль. Цифры колоссальные! На эту цифру вышли в первый раз. Она для нас важная — это результат труда всего театрального коллектива. Играли по два, по три спектакля в день на выездах.
Ещё мы знаем сколько зрителей увидели наши спектакли — 32 тысячи 829 человек. Это довольно-таки огромная армия зрителей, из которых, я думаю, 15 - 20 % вообще первый раз пришли в театр.
— Сколько премьер было в этом сезоне?
— Семь премьер. Это разные форматы: и большие формы, и малые. Финальной премьерой стал спектакль-променад «Петропавловская оборона 1854». Формат этой постановки — удивительный. Он пришёл к нам из Европы, но, естественно, на российской земле трансформировался. В этом формате на Камчатке наш театр кукол выступил пионером. С помощью краеведов-экскурсоводов Татьяны Воробьёвой и Сергея Вахрина мы собрали исторические анекдоты, правду и легенды, интересные факты и необычную информацию. Подаём её с помощью приёмов интерактивности, иммерсивности, флешмобов, активностей, юмора, актёрских голосов и саунд-дизайна.
Премьера состоялась 2 июля. Спектакль — необычная прогулка, которая начинается в центре Петропавловска. Там гости надевают специальные наушники и попадают в аудио дополненную реальность. Участники проходят по Никольской сопке путями героев обороны города.
Есть в этом эффект воздействия на человеческую фантазию и эмоциональную его составляющую, когда ты идёшь, слушаешь и соединяешь звук с тем, что видит твой глаз. Начинается дофантазирование. У тебя возникает отклик на всё, что происходит сейчас здесь с тобой. И в этом тоже уникальность такого променад-спектакля, такого театрального формата, потому что это не экскурсия однозначно. Поэтому люди улыбаются, иногда плачут и сочувствуют тому, что слышат от героев исторических: это и сам Завойко и его супруга, его дети, это военные моряки, которые отражали нападение эскадры.
Вы слышите гром пушечных выстрелов и голоса жителей того времени. То есть вся эта историческая картина у них в голове складывается, и они по-живому на неё реагируют. Когда ходили дети (подростки, школьники) в тестовой группе, то, дойдя до конца маршрута спектакля, я видел, как у них загорались глаза. Они говорили: «Это было у нас, а я не знал. Это же героизм, это же достойно уважения и гордости! Я буду всем говорить, что живу там, где происходили такие героические военные события». То есть подрастающее поколение начинает заново открывать для себя Родину. Тем более, что эта история не придумана, это действительно то, чем мы должны гордиться и помнить. Театр может вызвать впечатление, которое останется с человеком навсегда, потому что оно задействует всю его психоэмоциональную суть. В этом уникальность театра.
— Всё лето будут такие променад-спектакли?
— Да, как минимум в августе и сентябре. Точнее, пока погода будет позволять и, конечно, пока постановка будет пользоваться спросом у зрителей.
— Вы сказали ранее, что «выросло поколение, которое считало, что театра нет». Что вы имели в виду?
— Именно это: выросло поколение детей, которые ни разу не были в театре, потому что их родители считали, что кукольного театра в городе нет. Это то, с чем я столкнулся три года назад. В принципе, это один из показателей полной катастрофы.
Все знают, что театр на Горизонте строится. Этого людям достаточно. Когда ты начинаешь объяснять, что мы живы, что кукольный театр работает с 1980 года, то люди искренне удивляются. И, если они посмотрели у нас хороший спектакль, в глазах у них появляется печаль от того, что их дети выросли без театра.
Кукольный театр априори направлен именно на детей, в том числе и самых маленьких. У нас, кстати, есть постановки даже для годовалых детей — беби-спектакли.
— Расскажите подробнее, что это за формат?
— Театральный беби-формат возник в России около 10 лет назад. За это время уже появились специалисты в этой области, которые проводят семинары, обучают артистов театров. Мы на Камчатку пригласили Варвару Коровину. Она является одним из ведущих театральных экспертов: и методистом, и режиссёром, и тренером. В результате нашей совместной работы два года назад в Камчатском театре кукол появились беби-спектакли: «Где бабочка?», «Приключение мидии», «Вязаная сказка», «Жил в одном море Китёнок».
— В чём особенность таких постановок для самых маленьких?
— Учитывая психологические особенности маленьких детей, беби-спектакли идут на носу у публики, так скажем. В театре организовано отдельное пространство, где нет рядов, кресел, а ребёнок находится рядом с родителями. На будо-матах они сидят на подушках. Ребёнок, если осмелел, может выйти на сцену, если захотел, в любой момент может юркнуть в объятия мамы. То есть все препятствия, которые обусловлены любой сценической площадкой, снимаются, чтобы малыш оказался в некой безопасной зоне свободы под чётким контролем и актёров, и родителей.
В самом спектакле может отсутствовать текст, то есть всё строится на тактильных ощущениях, на световых, звуковых, ритмических и прочих, без резких шумов. Все постановки выверены пошагово. Конечно, обязательно учитывается психология ребёнка: исключены яркие краски, световое моргание и резкие движения артиста на сцене.
После спектакля всегда проводится интерактив. Дети выползают или выходят на сценическую площадку, артисты с ними работают, используя тот реквизит, который малыши видели: водичка или песок, галька. Можно потрогать куклу. То есть для ребёнка открывается целый мир, где можно творить.
— Как публика реагирует на такой необычный формат?
— По реакции детей и родителей можно уже утверждать достаточно твёрдо, что такой театр нужен ребёнку для его дальнейшего развития, многопланового развития. И родители этого не могут не замечать, иначе бы они не стали водить детей в театр. Ведь это огромный комплекс родительской заботы: ребёнка надо собрать, куда-то отвезти. В театре он может начать бегать, а может затаиться и хныкать, потому что ему страшно в новом месте...
Но, если бы не было эффекта, я думаю, мы бы уже потеряли интерес родителей. Значит что-то происходит с детьми, они становятся другими, у них раскрывается потенциал. Поэтому беби-формат — это одна из миссий театра кукол, а не какой-то новомодный аттракцион. С его помощью в ребёнке можно пробудить тягу к творчеству. Театр не способен воспитать человека, но может сделать его мир интереснее и глубже.
— Для более взрослой аудитории готовите премьеры в новом сезоне?
— Поскольку впереди у нас 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, мы собираемся выпустить для подростков материал по поэме Твардовского «Василий Тёркин». Есть в планах и «Женитьба» по Н. В. Гоголю.
— Важный этап в жизни любого театра — это гастроли. В каких городах успели выступить камчатские артисты за время вашего руководства?
— В Магадане, Благовещенске, Иркутске и Екатеринбурге. Ведём переговоры и о других городах в рамках федеральной программы «Большие гастроли», но об этом говорить рано.
В сентябре к нам с ответными гастролями прилетает Иркутский областной кукольный театр. Везут свой лучший репертуар.
Гастроли — важнейшая составляющая жизни любого театрального коллектива. Ты везёшь привычный для себя спектакль на непривычную площадку. Тебя видит и оценивает публика, которая тебя не знает: у этих зрителей нет любимчиков среди камчатских артистов. Это некий риск в хорошем смысле слова. Волнение присутствует, оно освежает и актёра, и цеха, и спектакль в целом. Гастроли позволяют театру не застаиваться, питают театр. Благо есть федеральная программа «Большие гастроли», по которой театральные коллективы могут преодолевать огромные расстояния и приезжать друг к другу. К примеру, в мае мы выступали в столице Урала.
— Как принимали зрители артистов с Камчатки?
— Публика принимала открыто, благодарно, горячо. А беби-спектакли просили сыграть ещё. Это повод порадоваться.
Екатеринбург — театральный город, поэтому публика там насмотрена. У них есть постановки большие и малые, музыкальные и хореографические, даже оперные. Так вот, по реакции искушённых зрителей мы поняли, что по художественным решениям, по драматургии, по уровню труппы в целом мы совершенно не отстаём.
Ну и, конечно, мы ждали, когда уральцы приедут к нам. Тут есть нюанс: у них здание новое. Оно в центре города, его сдали два года назад. У нас здание, как вы знаете, не очень новое. Было волнительно, как гости воспримут наш теремок.
Но, как оказалось, Камчатка очень самодостаточна с точки зрения гостеприимства. Когда труппа прилетела, вдохнули воздух, потом порадовались, что воду можно пить прямо из-под крана, увидели бухту, дождались, когда из-за тумана покажутся вулканы… Всё это сразу на них произвело благоприятное воздействие. Когда они вошли в стены нашего театра, познакомились с теми, кто здесь работает, то как-то сразу к нам расположились. Мы выдохнули. Это значит, у нас здесь атмосфера хорошая, здоровая.
Екатеринбуржцы привезли лучшие спектакли из своего репертуара. И, как оказалось, наша камчатская публика, это уже моё субъективное мнение, гораздо интереснее по своим реакциям: камчатцы смотрят внимательнее, глубже. Они не размениваются на промежуточные оценки, реакции, но зато в финале могут так аплодировать, вставать и не отпускать артистов, как я мало где видел. Это же произошло с екатеринбургским выступлением. Зрители смотрели очень въедливо, аплодировали жарко, искренне.
А спектакль «Гоголь. Триптих» вообще имел эффект кругов по воде: после первого спектакля пронеслось по городу сарафанное радио, что очень яркий спектакль привезли. И далее мы видели по нарастающей интерес публики, как по продаже билетов, так и по оценке этой постановки. Это действительно выдающийся спектакль. Но самое важное — камчатская публика по-настоящему оценила его, что, конечно, вызывает огромное уважение.
— На север Камчатки с гастролями приедете в этом году?
— Да, планируем гастроли по Камчатке в октябре. Сейчас пытаемся определить маршрут, потому что нужно заранее договариваться с местными площадками, гостиницами и так далее. Ну и надо понимать, какой репертуар мы везём. Нам хотелось бы показать полноценное представление, потому что люди этого заслуживают.
— В 2014 году мне посчастливилось побывать в мастерской кукольного театра, вы называете их цехами. Сейчас они работают, востребованы? Или теперь кукол и бутафорию проще и дешевле купить на маркетплейсе?
— Тот факт, что у театра есть свои цеха — это уникальное явление, от которого отказывается нельзя ни в коем случае! Если в театре есть цеха, которые производят декорации, бутафорию, кукол, машинерию для спектакля, то людей надо беречь и сами цеха сохранять. Они могут реализовать любой замысел художника-оформителя. Это даёт театру силу.
На маркетплейсах, как вы говорите, никогда не сделают так, как тебе надо. А если и сделают, то ты не сможешь это отремонтировать оперативно, потому что они изготавливают по своим технологиям...
Поэтому у нас цеха есть, они не прерывали свою работу и обеспечивают нам выпуск всех премьер. Цеха — это наше сокровище, как и люди, которые там работают десятилетиями. У них реально золотые руки. Они могут делать всё, что касается театрального производства: мебель, ширмы, бутафорию, кукол, механику, электрику… Все театральные чудеса сотрудники кукольного театра делают своими руками. Это люди уникальные для Камчатки, уникальные вдвойне, поэтому мы их бережём. Без них я пока вообще не представляю, как бы справлялся театр с постановками.
— Кстати, почему решили отказаться от живого уголка, который много десятилетий существовал в холле кукольного театра?
— Начнём с того, что работа театра регламентируется федеральными законами, которые актуальны для любых учреждений культуры, куда приходят дети. Так вот, нет закона, разрешающего учреждениям культуры иметь живой уголок. Для этого есть зоопарки. Ведь любое животное, будь то рыбка, жаба, черепаха, попугай требуют содержания: обслуживания, медицинского контроля, специального питания. Должен быть профессиональный смотритель, который может заметить у животного заболевание и обеспечить должный уход. Поэтому нахождение здесь, как вы называете, зооуголка было незаконно. То, что я увидел, это было вообще издевательство над животными.
Местные жители привыкли к такому, потому что в городе нет зоопарка или живого уголка, куда можно привести ребёнка познакомиться с природой. Все думают, что если мишка на помойку ко мне во двор придёт, достаточно, если я покажу ребёнку это в окно. Это неправильно, конечно. В городе должно быть место, где ребёнок познакомится и с морским миром, и с животным миром Камчатки, и с домашними животными… Должно быть специальное учреждение, но не театр. Потому что это нарушение санитарных норм.
Родители, давая своему ребёнку возможность контактно общаться с животным, должны быть уверены, что оно здорово и не представляет опасности. Давайте быть всё-таки более мудрыми, взрослыми и уважительными и к театру, и к животному миру, и к своим детям.
— Не могу не спросить вас о новом здании кукольного театра. Насколько я знаю, сейчас строительство снова заморожено. Есть надежда, что наши дети, а не внуки увидят кукольные спектакли на новой сцене?
— На федеральном уровне сдачу нового здания никто не отменял, поэтому я так же, как и остальные жители Камчатки, жду окончания строительства, того момента, когда мы переедем и будем радовать публику уже в новых стенах. В общем, я надеюсь, что мы дождёмся этого момента.
— Есть на Камчатке, как и в России в целом, большая проблема — кадры. Вам сейчас хватает артистов? Есть планы по расширению штата, ведь для нового большого здания театра потребуется больше актёров для двух сценических площадок. Работаете уже над решением этого вопроса?
— Да, эта проблема существует, она не только камчатская, а касается вообще удалённых регионов нашей страны. Но для решения её опять же есть федеральные программы: «Земский доктор», «Земский работник культуры», «Земский учитель» и так далее. Создаются единые базы вакансий. Например, государство берёт на себя финансирование обучения, если какой-то студент изъявит желание окончить институт и поехать работать артистом театра кукол на Камчатку.
Да, действительно, у нас труппа минимальна: актёры отыгрывают спектакли с удвоенной, а то и утроенной нагрузкой, потому что наша труппа должна быть около 35 человек, а по факту у нас сегодня работает 16. Это в 2,5 раза меньше. Причём цифры госзадания у нас рассчитаны на труппу, в составе которой не менее 30 человек.
Из позитивного — за три года состав театра кукол пополнился тремя артистами, молодыми выпускниками театральных вузов, которые уже имели опыт работы в театрах. К началу нового сезона мы ждём выпускника Ярославского театрального института. Нам присылают резюме. Медленно, но работа движется, труппа пополняется.
— Насколько я знаю, работа художественного руководителя не предполагают выхода на сцену в качестве артиста…
— Нет такого ограничения, что художественный руководитель только сидит в кресле и художественно руководит.
— Так вы выходите на сцену?
— Да, мне тоже приходится выходить на сцену. Это «Маленькие трагедии» по Пушкину. Мы читаем «Сказку о царе Салтане» с Заслуженным артистом России Алексеем Высторопцем в жанре мелодекламации.
— Вашу работу в кукольном театре со съёмками в кино удаётся совмещать? Вы же ещё и успешный артист кино.
— Кино, опять же в силу удалённости и того, что на Камчатке его так активно не снимают, лежит на полке. Видимо, ждёт своего часа. Вообще кино — отдельное направление: если ты занимаешься кино как киноактёр или режиссёр, ты уже не сможешь полноценно заниматься театром, только по остаточному принципу.
Но кино — это некое дополнение, которое есть у любого артиста, потому что в кино всегда требуются новые лица, новые типажи, свежая кровь, как говорится. Поэтому нет ничего мудрёного сняться где-то, это входит в понятие профессии. Тем более в дипломе всегда пишут «артист театра и кино». Поэтому рано или поздно у тебя какая-то фильмография возникает.
— Кстати, свою семью вы перевезли на Камчатку?
— Нет, всю не перевёз, потому что людям сложно это уже в силу возраста: с одной стороны — молодости, а с другой стороны — уже зрелости. Поэтому нет, семья у меня не вся здесь. Это всё решено было по общему согласию и в гармонии. Когда приходит пора каникул или отпусков, мы начинаем ездить друг к другу в гости, тем самым как бы сохраняя свежесть впечатлений, ощущений, любви, тепла и общения.
— Камчатке уже удалось очаровать вас? Многие, приезжая на полуостров, начинают восхождения на вулканы, сплавы…
— Что-то посмотрел, конечно, искупался в источниках… Вопрос же не в этом. Вопрос в том, что те, кто здесь живёт, считают себя по жизни неудачниками. Они считают, что живут в какой-то ужасной городской среде, из которой выхода нет. Что хуже этого ничего быть не может. Думают, что лучше смотреть только в даль на вулканы и думать, что впереди ждёт большая, светлая жизнь в месте лучшем, чем здесь. Но на деле, если отъехать на 100-200 километров от столичных городов, Россия примерно в таком же состоянии вся. Но это следствие исторических процессов: глубинных, тяжёлых, противоречивых, которые мы преодолеваем все вместе.
Надо открыть глаза молодёжи на их родину, показать, насколько она уникальна. Родина — такая, какая она есть, но она может стать лучше. Вы только захотите этого. Детей и молодёжь нужно растить с чувством гордости за свою Родину, и не скрываемого, стыдливого, а открытого.
Для этого они должны знать, что на Камчатке был форпост России, здесь проливалась кровь. Люди осваивали дикие земли, строили храмы, добывали рыбу для всей страны. Наши отцы и матери много трудились, но при этом сохранили природу, первобытную культуру Камчатки, сохранили эту землю для нас, для вас, для молодёжи.
Нужно обратить их внимание на то, что место, где ты родился и живёшь, имеет свою ценность, притягательность, важность. И ты нужен своей родине. Если что-то не так, то получи специальность, вернись и помоги ей стать лучше.
Хорошо там, где нас нет. Это банальные вещи, но, когда подростки уезжают в Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Москву, они понимают, что не нужны там, потому что в тех городах есть свои артисты, инженеры, военные, врачи, педагоги. Их там никто не ждёт, и жизнь там не лучше: есть свои трудности и проблемы. А назад вернуться они не могут, потому что их не вырастили с ощущением уникальности своей родины, их ничто не держит.
Можно изменить ситуацию, только для этого каждый на своём месте должен думать, что я могу сделать конкретно, чтобы изменить в головах, сердцах тех, кто здесь растёт, отношения к своей родине.
Справка:
Алексей Казаков приступил к обязанностям художественного руководителя Камчатского театра кукол 1 сентября 2021 года. Творческий путь артиста начался в Государственном академическом центральном театре кукол имени Образцова. В театральной сфере Алексей Казаков работает в течение 28 лет, из них 15 лет занимает руководящие должности. Под его руководством в театрах Москвы и других городов России выпущено более 25 спектаклей. Актёр сыграл более 20 ролей в художественных фильмах, в числе которых проекты Андрея Кончаловского и Карена Шахназарова.
0 комментариев